ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
30 Ноября, 11:14
30 Ноября, 11:14
64,94 руб
68,84 руб

Беглый клык

Ольга Гончарова, Екатерина Макарова
11 Марта 2016, 15:11
1152
Сколько заработали московские стоматологи на возвращении утраченных зубов
По данным аналитического центра Vademecum, в 2015 году объем частного стоматологического рынка Москвы превысил 32 млрд рублей. Основные генераторы выручки – терапевты и хирурги, чьи манипуляции совокупно заняли 60% стоимостного объема услуг, оказанных стоматологическими клиниками столицы.

 Исследование рынка стоматологических услуг Москвы, проведенное в 2015 году аналитическим центром Vademecum, ста­ло первым детализированным обзором этого сегмента медицинской индустрии за последние 15 лет. В последний раз по­добную аналитику проводила в 2000‑м году консалтинговая компания DMG. Целями исследования наших предшественников были оценка количества клиник, установок, анализ прайс‑листов на услуги стоматоло­гических клиник. Для сбора этих сведений применялась методика «сенсус» – сотруд­ники агентства DMG под видом пациентов посещали московские профильные клиники и таким образом собирали всю интересую­щую их информацию.

С тех пор исследований подобного масшта­ба и уровня детализации ни в Москве, ни в каком‑либо другом регионе России не про­водилось. Прочие тематические работы, обнаруженные мониторингом Vademecum, ограни­чивались общими оценками объема рынка стоматологических услуг, основанными на экспертном опросе или проекции потреб­ности населения региона в стоматологиче­ской помощи на объем услуг профильных медучреждений. Аналитический центр Vademecum решил изучить рынок стоматологических услуг Москвы и оценить его объем как в натуральном, так и денежном выражении с максимальной степенью детализации.

При разработке методологии этого исследо­вания мы опирались на опыт той же DMG, а также американского Агентства исследо­ваний и оценки качества медобслуживания (Agency for Healthcare Research and Quality), которое регулярно оценивает параметры национального здравоохранения в разрезе разных типов процедур. В стоматологии агентство измеряет объем эндодонтических, пародонтических процедур, протезирова­ния и других манипуляций в натуральном выражении. Наконец, в разработке нашей методологии в качестве консультантов при­нимали активное участие отраслевые экс­перты, руководители крупнейших стомато­логических ассоциаций.

Интервью с участниками рынка помогли выявить закономерность: в Москве стома­тологи, представляющие определенный формат клиник, как правило, оказывают определенный объем услуг и генерируют со­ответствующий объем выручки. Показатели их деятельности зависят и еще от несколь­ких факторов – например, от расположения клиники, в которой практикует специалист, его конкурентного окружения, а также от времени его занятости и факта совмести­тельства. Эта констатация и стала отправ­ной точкой для проведения исследования.

Таким образом, исследование было постро­ено на двух организованных нами потоках информации – масштабном пациентском опросе организаций, обладавших лицензией на стоматологическую деятельность, и глу­бинном анкетировании свыше 100 опера­торов рынка разных категорий, отдельных стоматологов, представителей многопро­фильных, сетевых, одиночных специали­зированных стоматологических клиник, расположенных в разных округах Москвы.

В ходе пациентского опроса мы выясняли, сколько специалистов разного профиля работают в той или иной клинике. При этом учитывалось количество не только врачей базовых направлений: терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, детских стомато­логов, но и узкая специализация, а также совмещение. То есть в процессе опроса мы собрали сведения, сколько стоматологов‑хи­рургов работает в той или иной клинике, сколько из них специализируется на им­плантологии или пародонтологии и кто из них совмещает хирургию с ортопедией, терапией или детским приемом. Выяснение таких деталей на старте опросной кампании вызывало определенные затруднения – администраторы клиник не торопились рассказать подробности о специалистах, задействованных в клинике. Наконец, нам удалось разработать универсальный сцена­рий для «пациентского» интервью. Секрет заключался в том, чтобы начинать разговор с запроса информации о дорогостоящих процедурах – имплантации или ортодон­тии. В этом случае секретари и админи­страторы клиник более охотно делились информацией – и о специалистах, и об осо­бенностях работы клиники. Представители многих стоматологических центров в бесе­дах с Vademecum подтвердили, что они действитель­но инструктируют администраторов, как реагировать на запросы клиентов о разных типах услуг.

Участникам нашего глубинного опроса мы предлагали заполнить детализированную анкету, в которой просили указать число специалистов разных категорий, задейство­ванных в центре, количество разного типа услуг, оказываемых в клинике в среднем за месяц или, например, за девять меся­цев 2015 года, а также стоимостный объем манипуляций. Представители части клиник оставляли свои компетентные оценки того, сколько специалист определенной катего­рии, работая в одной клинике в конкретном округе Москвы, может оказать услуг в на­туральном и денежном выражении. Массив полученных данных позволил нам выявить среднюю выручку и выработку стоматологов разных категорий, работающих в разных типах столичных клиник и в разных окру­гах Москвы. Совмещение баз пациентских и экспертных опросов с использованием классификации клиник и поправочных коэффициентов позволили оценить объем столичного рынка стоматологических услуг в натуральном и денежном выражении.

Верификация данных проводилась посред­ством интервью с представителями ком­паний, производящих стоматологическое оборудование и расходные материалы. Кроме того, мы сравнили посчитанную по нашей методологии выручку клиник с получен­ными из базы «СПАРК‑Интерфакс» данны­ми, которые те же учреждения официально декларировали для налоговых органов. Здесь мы выявили примечательную закономер­ность – наша оценка финансовых показате­лей крупных и известных операторов, таких, например, как Немецкий стоматологический центр или «Частная практика Ирины Зайце­вой», совпадала с официально заявленными данными с погрешностью 2‑3%.

Однако в случае небольших одиночных стоматологий расхождение аналитической оценки с декларацией могло быть двукрат­ным или трехкратным. Например, некая клиника, где, по нашим данным, постоян­но работали семь специалистов, включая нескольких имплантологов, официально показывала годовую выручку чуть больше 1 млн рублей. Даже если предположить, что один специалист приносит такой клинике 100 тысяч рублей в месяц, что вдвое меньше самой минимальной оценки дохода стома­толога‑терапевта, получается, что месячный доход такой клиники должен составлять 700 тысяч рублей, а годовой – не менее 7 млн рублей. В процессе верификации данных прослеживалась еще одна законо­мерность. Данные о выручке, указываемые владельцами или менеджерами в наших ан­кетах, довольно часто превышали официаль­ные показатели, зафиксированные системой «СПАРК‑Интерфакс», примерно вдвое.

Более углубленное изучение ситуации по­зволило назвать сразу несколько причин подобных несовпадений. Во‑первых, многие клиники оказались связаны сразу с несколь­кими юридическими лицами, имеющими лицензию на стоматологическую деятель­ность, – по этим предприятиям и распределя­лась выручка. Во‑вторых, неучтенные средства клиника могла получать наличными от стома­толога, например, арендующего у организации кабинет. На такую вероятность указали боль­шинство экспертов, к которым мы обращались за консультацией при верификации данных.

В результате Vademecum получил финансовые пока­затели рынка – с учетом его крайней непро­зрачности, – максимально приближенные к реальности.

Больше половины совокупной выручки, или более 19 млрд рублей, принесли операторам услуги терапевтов и хирургов. Опрошенные Vademecum эксперты подтвердили, что основную долю оборота дают манипуляции имен­но этих специалистов. «В терапии самым прибыльным будет пломбирование зубов, но и отбеливание не отстает и приносит «в казну» достаточно высокий процент дохода. А если говорить о хирургии, то тут все рекорды популярности бьет имплан­тация», – говорит главный врач Междуна­родного ортодонтического центра Invisilign Ольга Емельянова. На услуги ортодонтов и ортопедов пришлось более 20% оборота, примерно 11% принесли клиникам услуги «универсальных специалистов». И нако­нец, около 6% заняла детская стоматология. «Детские стоматологи, как правило, зара­батывают меньше, чем взрослые специа­листы тех же профилей. Это связано с тем, что детская стоматология как самостоя­тельная специальность пока не оформи­лась и во многих клиниках детский прием ведут взрослые специалисты», – отмечает глава Ассоциации детских стоматологов развития превентивной стоматологии Ольга Мельникова.

Поскольку подобное детализированное исследование проводилось впервые, то оце­нить динамику рынка и сравнить его по­казатели с предыдущим аналогичным периодом невозможно. А опрошенные Vademecum эксперты по‑разному ощущают динамику рынка. Руководитель информационного ресурса о стоматологии Startsmile.ru Юлия Клоуда отмечает, что в 2015 году снизился спрос на услуги среди пациентов со средним и ниже среднего уровнями дохода, в то время как на премиальные услуги спрос, напро­тив, вырос. С ней согласен ортопед клиники Telo’s Beauty Евгений Петров: «Ортопеди­ческие манипуляции за последние месяцы не претерпели особых изменений. Людям по‑прежнему требуются высококачественные конструкции, визуально не отличающиеся от собственных зубов пациента. Естествен­но, что большую часть ортопедических работ составляют различные вкладки и коронки, однако им не особо уступают такие эстети­ческие ортопедические конструкции, как виниры». У хирурга‑ортопеда Иосифа Порт­нова по поводу положения дел на рынке иное мнение: «Сейчас я вижу падение в деньгах, и аналогичная ситуация наблюдается у моих коллег».

«Ну что тут особенного – пломбу поставить?»

Какую роль отводит стоматологии премиальный многопрофильный медцентр

Текст: Дарья Шубина

Стоматологические отделения многопрофильных клиник Москвы, по оценкам аналитического центра Vademecum, в 2015 году показали совокупную выручку более чем 6 млрд рублей, заняв в разных категориях специализированных ус­луг 20–40% рынка. О позициях стоматологии в структуре одной из крупнейших столичных частных клиник VM рассказала заместитель генерального директо­ра по общим вопросам Европейского медицинского центра (EMC) Елена Чиликин.

– Насколько стоматология, которую в многопрофильных медцентрах по­чему‑то принято считать сопутствую­щей услугой, важна для EMC?

– Из всех медицинских специально­стей именно стоматология развива­лась в первую очередь как бизнес, поэтому в понимании других врачей стоматологи всегда были и оста­ются «мастеровыми». Несмотря на то что это направление активно развивается с интеллектуальной и технологической точек зрения, а врачи регулярно получают новые знания, в том числе на европей­ских и американских конгрессах, представление о работе стомато­лога все еще весьма примитивное: ну что такого особенного – пломбу поставить?

То, что реально происходит в стома­тологии, даже врачи понимают только тогда, когда оказываются в стоматоло­гическом кресле в качестве пациента, не говоря уже о людях, далеких от ме­дицины. Но это крайне ответственная работа, так как зубочелюстная система напрямую связана с опорно‑двига­тельным аппаратом и влияет на общее состояние организма.

Мы, например, занимаемся лечением дисфункции височно‑нижнечелюст­ного сустава. Это заболевание связа­но с неправильным прикусом и может проявляться головными, лицевыми болями и болями в тазобедренном суставе. Установить связь между проблемами суставов и состояни­ем зубочелюстной системы удается не сразу. Пациенты ходят к невроло­гам, не подозревая, что это стомато­логическая проблема.

И с точки зрения бизнеса стоматоло­гию нельзя недооценивать. Для нас это очень важное подразделение. Стоматология является одним из на­правлений, занимающих большую долю в выручке любого многопро­фильного комплекса. Но и расходы тут немаленькие.

– Как давно стоматологическое на­правление представлено в EMC?

– Более 20 лет, правда, большую часть этого времени стоматологическая кли­ника работала автономно, в отдельно стоящем здании. В общее лечебное пространство EMC мы влились два года назад. Поэтому и формат стоматологи­ческой клиники несколько изменил­ся. Сейчас мы действуем на платформе многопрофильного госпиталя: нашим пациентам доступны врачи смежных специальностей – оториноларингологи, челюстно‑лицевые хирурги, эндокри­нологи, кардиологи, терапевты и дру­гие специалисты. Кроме того, в нашем распоряжении теперь есть стационар, операционные, реанимация и анесте­зиологическое отделение. Это хорошее подспорье. Есть возможность брать­ся за более сложные случаи. Только за прошлый год мы госпитализировали в стационар 12 стоматологических па­циентов. Регулярно проводим лечение детей под наркозом, не формируя у них страх перед стоматологом, а также раз­виваем междисциплинарные лечебные программы – с оториноларингологами, неврологами, педиатрами.

– Какова сегодня мощность стомато­логического подразделения EMC?

– В общей сложности в наших от­делениях – 12 стоматологических установок, работают 28 штатных специалистов. В трех действующих под брендом ЕМС профильных под­разделениях – на улице Щепкина, в Орловском переулке и в детской стоматологии на Трифоновской улице – общие стандарты лечения, общая лечебная база и кадровый потенциал. Еще одна стоматология действует в «Семейном медицинском центре» в Солнцево, но она работа­ет обособленно и в другом ценовом сегменте.

– Насколько изменилась за­грузка отделений в последний, кризисный, год?

– Общее снижение, конечно, чув­ствуется. В целом по рынку поток упал примерно на 20–25% по срав­нению с докризисным периодом. Если раньше у нас велась запись к специалистам на три‑четыре неде­ли вперед, то сейчас очередей почти нет, но в то же время нет и простоя. Стало гораздо проще в нужный день попасть к врачу‑терапевту, а ли­сты ожидания составляются в основ­ном на ортопедические работы и ор­тодонтию. То же можно сказать и про детский прием – все‑таки уровень цен для этой группы пациентов у нас довольно высок.

– Насколько активно стоматологи­ческие отделения EMC работают с держателями полисов ДМС?

– ДМС-пациенты составляют 22% от общей пациентской аудитории. Много работаем с российскими страховщиками, но в то же время ориентированы на иностранные страховые компании и страховате­лей. Общеэкономическая ситуация, конечно, сказывается. Некоторые иностранные компании сворачивают свою деятельность, соответственно и число таких пациентов сокращает­ся. Нас это, естественно, не радует, так как программы международных страховщиков имеют очень хорошее финансовое покрытие стоматологи­ческих услуг, включая хирургическое и ортопедическое лечение, тогда как программы российских страховщи­ков покрывают в основном тера­певтические и профилактические визиты. Сложные планы лечения приходится дополнительно согласо­вывать. При этом держатели полисов не всегда готовы самостоятельно оплачивать часть услуг.

– Кризис как‑то сказался на ваших отношениях с поставщиками?

– Для многих дистрибьюторов мы остаемся ключевыми клиентами, так как делаем большие закупки для всей клиники. Это касается продук­ции общего профиля – масок, пер­чаток, салфеток, дезинфицирующих средств и так далее. Многие по­ставщики дают нам особые условия. На импортные стоматологические материалы цены, естественно, вы­росли, но мы продолжаем закупать все изделия в необходимом объеме. Обязательным условием является наличие у них регистрационных удостоверений. Глобально постав­щиков мы пока не меняли, коррек­ция произошла лишь по некоторым позициям. Дело в том, что не все по­ставщики готовы продлевать регудо­стоверения на продукцию, продажи которой падают. Часть материалов с рынка уходит, приходится искать альтернативы.

– Как строится ваша кадро­вая политика? Как вы смотрите на совместительство?

– Как правило, наши стоматологи не совмещают работу в EMC и других клиниках. Коллектив врачей стаби­лен. Мы привлекаем врачей извне, если кто‑то из наших сотрудников уходит в отпуск или в декрет, либо по другим обстоятельствам не может продолжить работу. Понятно, что в этом случае мы выбираем только проверенных с профессиональной точки зрения врачей.

У нас работают врачи разных поко­лений. Это дает удачное сочетание опыта и знаний. В нашей команде есть шесть европейских специа­листов – три врача и три зубных техника, включая заведующего зуботехнической лабораторией.

Одним словом, характерной для стоматологического рынка текуч­ки кадров у нас нет. Попасть к нам сложно, система отбора многоуров­невая, но мы открыты для врачей с высоким уровнем профессиона­лизма. При этом стоматолог должен быть не только хорошим доктором, но и хорошим «продавцом».

– А какие услуги и как он должен продавать?

– С точки зрения бизнеса, конечно, сейчас важно продавать дорогосто­ящие работы – хирургию, ортопедию и ортодонтию. Но все услуги должны соответствовать клиническим показаниям. Врач должен уметь об­щаться с пациентом, мотивировать его на полный курс лечения, но ни в коем случае не навязывать избы­точные исследования и услуги, ко­торые не согласуются с клинической картиной. Как во многих клиниках, наши врачи замотивированы на объ­ем и качество своей работы.

– Кто и как контролирует работу врачей и качество услуг?

– Мы придерживаемся российских и европейских стандартов безопас­ности и протоколов лечения. Сле­дим за тем, чтобы все стандарты соблюдались. Все‑таки стоматоло­гия – это сфера повышенного риска заражения различными инфекци­онными заболеваниями, потому безопасности пациента и персона­ла мы уделяем особое внимание. И тут внутренний контроль очень жесткий. Уровень знаний врачей мы под­нимаем за счет дополнительного образования – как внутреннего, так и внешнего. В структуре EMC есть специальное, имеющее лицензию на образовательную деятельность подразделение, которое так и назы­вается «Медицинская школа EMC». Здесь есть стоматологическая ка­федра, где мы проводим различные семинары, как для своих врачей, так и для сторонних – на платной основе. И в наших планах – стать «университетской клиникой». Кроме того, наши специалисты сами про­водят лекции и семинары в разных городах страны и ездят учиться – по России и за границей, привозя новые методики. Так, например, четыре года назад мы включили в лечебный процесс стоматологиче­ского центра работу с остеопатом. Остеопатия помогает, в частности, в работе ортодонта – позволяет за­метно сократить сроки лечения.

стоматология, стоматолог, рынок медуслуг
Источник Vademecum №4, 2016
Поделиться в соц.сетях
Минздрав: бэби-боксы увеличивают риск террористических атак
Сегодня, 10:34
Raritan Pharmaceuticals отозвала гомеопатическую продукцию
Сегодня, 9:15
В медучреждениях возобновились случаи заражения ВИЧ
Сегодня, 8:12
ОНФ: лекарства стали доступнее для льготников
Сегодня, 7:08
Роман Константинов
руководитель группы компаний "Эко-Безопасность"
«Переговоры с серыми компаниями, как с террористами, не ведем»
25 Ноября 2016, 18:11
Ральф Вагнер
Владелец клиники Ligamenta
«Если я возьму у пациента деньги и куплю хорошие шурупы, могу сесть в тюрьму»
11 Ноября 2016, 21:38
Константин Симкин
основатель сети клиник «Семейная»
«К полной продаже компании мы не готовы»
3 Ноября 2016, 11:10
Количество приезжающих в РФ медтуристов за полгода возросло на 35%

Поток приезжающих в Россию медицинских туристов увеличился на 35% за первые шесть месяцев 2016 года, сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

4 Октября 2016, 18:20
Стоматолога отстранили от работы после смерти ребенка
29 Сентября 2016, 17:57
Прокуратура Наро-Фоминска проверит обстоятельства гибели ребенка
28 Сентября 2016, 20:22
В Каменск-Шахтинске главврачу зубной поликлиники присудили восемь лет и штраф в 6 млн рублей
22 Сентября 2016, 19:56
Вертикаль лести
Минпромторг создает пул лояльных отраслевых ассоциаций
1000
Сотрудника свердловского Роспотребнадзора обвинили во взяточничестве
Главный специалист – эксперт Роспотребнадзора по Свердловской области Сергей Кондратьев предстанет перед судом по обвинению в коррупции.
25 Августа 2016, 19:53
МТС Банк будет выдавать кредиты на лечение в «Медси»

МТС Банк и сеть клиник «Медси» разработали программу кредитования для пациентов. Годовые займы от 7 тысяч до 200 тысяч рублей будут оформляться по ставке в 20,99%.

27 Июля 2016, 12:43
297
Группа компаний «Юнидент» создает собственную аптечную сеть
Как стало известно Vademecum, группа компаний «Юнидент», развивающая одноименную крупную сеть стоматологий, занялась новым для себя направлением. Группа начала строить собственную аптечную сеть под брендом «Юнифарма».
27 Июля 2016, 12:02
1302
Яндекс.Метрика