19 Мая 2024

Ай-Ти и не сдаваться
Кирилл Седов Мединдустрия
11 июня 2013, 13:40
Фото: Оксана Добровольская
5311

Сенатор Руслан Гаттаров обеспокоен конкурсами Минздрава по информатизации отрасли

У Минздрава появился новый оппонент. Член Совета Федерации Руслан Гаттаров раскритиковал объявленный ведомством конкурс на проектирование телекоммуникационных и вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных. Не устраивает сенатора и работа заинтересованных организаций по созданию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в целом. Возглавляемая господином Гаттаровым комиссия Совета Федерации направила в Минздрав свой план развития информационных систем здравоохранения.

Конкурс Минздрава на выполнение работ по проектированию и организации телекоммуникационных и вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ФЦОД) был объявлен 30 апреля. Начальная цена контракта составила 1,89 млрд рублей. Тендер предусматривает аренду технических мощностей основного и резервного центров обработки данных, аренду каналов передачи данных между ними и медицинскими учреждениями страны. Во ФЦОД планируется размещать федеральные прикладные компоненты ЕГИСЗ – сервисы ≪Интегрированная электронная медицинская карта≫, ≪Электронная регистратура≫, а также систему управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медорганизаций и реестр нормативно-справочной информации.
Критический анализ аукционной документации провел член Совета Федерации и экс-председатель политсовета ≪Молодой Гвардии Единой России≫ Руслан Гаттаров. На общественном обсуждении аукциона в Минздраве 16 мая сенатор заявил, что объединение в один лот разнородных работ и услуг (аренды ЦОДа, каналов связи, переноса на арендуемые мощности разработанных федеральных сервисов) ограничивает конкуренцию среди поставщиков.
Кроме того, Гаттаров обратил внимание представителей Департамента информатизации Минздрава на то, что существует опасность утечки персональных данных, и что указанные сроки недостаточны для выполнения работ. По подсчетам сенатора, около 1,4 млрд рублей из общей суммы пойдет на аренду инфраструктуры и обеспечение прикладных сервисов, что, по его мнению, ≪дороговато≫. В соцсетях Гаттаров формулировал свою позицию более лаконично. ≪Выступил на общ. слушаниях в Минздраве, предложил отменить аукцион на 1.8 млрд рублей, при котором Минздрав просто прос…т эти деньги≫, – написал сенатор в своем Twitter. Добавим, что Гаттаров в своих призывах к пересмотру конкурсной документации был не одинок – представитель Минкомсвязи России заявил о необходимости отмены аукциона ≪для доработки в связи с указанными замечаниями≫. По мнению ведомства, в пересмотре нуждается план по информатизации здравоохранения в целом. По итогам публичных слушаний было принято решение – внести изменения в документацию, главным из которых стало снижение максимальной цены контракта до 1,738 млрд рублей.
Порыв сенатора вскоре был поддержан старшими коллегами. Когда на парламентском заседании 29 мая Гаттаров предложил направить министру здравоохранения Веронике Скворцовой запрос касательно проведения аукциона, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила Комитету СФ по социальной политике рассмотреть этот вопрос на рабочем заседании.
Предшественником Гаттарова в деле пристального изучения конкурсов Департамента информатизации был оппозиционер Алексей Навальный. Осенью 2010 года он раскритиковал конкурс Минздравсоцразвития на создание социальной сети для медработников и пациентов. Условия тендера, согласно которым на создание сайта отводилось 16 дней и 55 млн рублей, показались г-ну Навальному крайне подозрительными. В итоге Минздравсоцразвития отменило конкурс, директор Департамента информатизации ведомства Олег Симаков ушел в отставку, а Навальный создал антикоррупционный проект ≪РосПил≫.
≪Не знаю, чем конкретно руководствуется Гаттаров и будет ли он примерять на себя роль ≪антикоррупционера≫. Но борьба со злоупотреблениями на госзакупках, начинавшаяся в блогах, будет набирать популярность и у провластных структур – в качестве инструмента внутриэлитной борьбы≫, – говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве России Павел Салин.
Сам Гаттаров на роль записного борца с коррупцией пока официально не претендует. ≪Мне не интересна отмена аукциона ради самой отмены аукциона. Я не против Минздрава и считаю, что информатизация здравоохранения – абсолютно адекватный проект, нужный и своевременный. Я не прикапываюсь к железкам или к конкретным людям, я говорю, что Минздрав в целом не выполняет утвержденную концепцию информатизации. Меня не устраивает, как проект реализуется – на мой взгляд, недостаточно эффективно, если не сказать из рук вон плохо. Управление проектом осуществляется на уровнерабочего чертежа – как будто на салфетке что-то нарисовали и выдают это за архитектуру проекта≫, – заявил VM Руслан Гаттаров.
Справедливости ради стоит заметить, что сенатор не скатывается в пустое критиканство, а действительно предлагает конкретные шаги по корректировке проекта: 30 мая Гаттаров направил Веронике Скворцовой письмо, содержащее план приоритетных действий по информатизации здравоохранения, подготовленный экспертами временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества (Гаттаров – ее председатель). Сенатор предложил Минздраву реализовывать этот план ≪совместными усилиями≫. ≪Прошу вынести указанный план на рассмотрение Межведомственной рабочей группы по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения, а также дать поручение профильному подразделению Минздрава России, курирующему вопросы информатизации, направить в мой адрес мотивированный ответ о возможности реализации каждого пункта плана≫, – говорится в письме сенатора министру.

Выдержки из «Плана приоритетных действий по информатизации здравоохранения»
- Организовать экспертное обсуждение текста концепции ЕГИСЗ с целью ее доработки.
- Разработать систему критериев (показателей) оценки эффективности использования IT в работе медицинских организаций.
- Утвердить единый национальный идентификатор пациентов и технологию его использования во всех медицинских информационных системах и сервисах.
- Разработать и утвердить приказом Минздрава России основные положения по организации IT-поддержки медицинских организаций (собственной службой, внешней организацией в режиме аутсорсинга, либо комбинированно), с указанием источников финансирования (ФОМС, региональный бюджет и т.п.).
- Придать ЭМК (электронной медицинской карте) полноценный юридический статус, который бы позволил отказаться от ведения медкарты на бумажном носителе, исключил бы возможность недобросовестного манипулирования медицинскими данными и «являлся бы ресурсом, информация которого имела силу в суде».
- Cоздать федеральную систему мониторинга оснащенности медицинских организаций средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и уровня их автоматизации. Определить перечень данных по оснащенности ИКТ медицинских организаций для публикации их в открытом доступе.
гаттаров, минздрав, совет федерации, информатизация

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС