По утверждению гособвинителя, Лукашову, как главврачу Томской ОКБ, поручили заключить договор аренды и провести организационные мероприятия при создании госпиталя для больных COVID-19. Депздрав региона предоставил больнице субсидию в размере более 50 млн рублей. Лукашов, по версии обвинения, провел закупку двух кислородных концентраторов не у единого поставщика, а с помощью аукциона, действуя «из ложного понимания интересов службы в виде экономии бюджетных средств».
С ООО «Премиум Сервис», победителем аукциона, были заключены контракты на сумму 25,7 млн рублей на поставку и ввод в эксплуатацию двух стационарных концентраторов кислорода от АО «Грасис». Согласно обвинению, Лукашов был в курсе, что концентраторы кислорода от этой компании стоят намного дороже, чем было предложено победителем аукциона, и что поставщик предоставил оборудование от ООО «Шпиценрайтер», которое не было зарегистрировано как медицинское изделие.
Согласно стенограмме с заседания суда (есть в распоряжении Vademecum), Лукашов сообщил – ему не поступало письменных требований о закупке оборудования у единого поставщика, что, по версии следствия, он был обязан предпринять. По словам экс-главврача, на момент аукциона отдел медицинской техники ОКБ подготовил задания на два концентратора, согласованные с профильными заместителями, было получено три коммерческих предложения, соответствующих срокам предполагаемого открытия госпиталя, все они были допущены до участия в аукционе котировочной комиссией.
Лукашов заявил, что кислородные концентраторы отработали в штатном режиме в течении всего периода работы госпиталя. На момент предъявления обвинения в окончательной редакции поставщик уже возместил ущерб в полном размере, также было прекращено уголовное дело в отношении ООО «Шпиценрайтер» в связи с раскаянием фигурантов. Лукашов настаивает на том, что он ответственно и добросовестно выполнял обязанности по организации ковидного госпиталя и действовал в соответствии с законодательством.
Уголовное дело в отношении Михаила Лукашова возбудили в сентябре 2022 года на основании материалов регионального управления ФСБ. Тогда же главврача отстранили от должности. В июле 2023 года прокуратура Томской области утвердила обвинительное заключение по делу. Рассмотрение дела в суде продолжается.