В апреле 2021 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин упомянул о необходимости разработки мер по снижению заболеваемости и смертности от хронического гепатита С, сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных опухолей, а также о важности развития телемедицинских технологий. Пункты про ССЗ, ЗНО и телемедицину вошли в опубликованный в начале августа 2021 года проект «стратегических приоритетов» госпрограммы (для их достижения уже намечены конкретные меры), а про гепатит С – нет.
В связи с этим в конце августа организация «Вместе против гепатита» попросила Михаила Мишустина включить меры по снижению заболеваемости и смертности от хронического гепатита С в проект госпрограммы. На это обращение вскоре отреагировал Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава РФ. Там заявили, что такие меры могут быть реализованы «в предусмотренных структурных элементах госпрограмм», связанных с профилактикой и лечением туберкулеза и ВИЧ-инфекции.
«В связи с вышеизложенным, выделение указанных мер в отдельный структурный элемент госпрограммы представляется излишним», – отметили в ведомстве, подчеркнув, что «для разработки программы обеспечения поэтапной реализации в 2021–2030 годах мероприятий, направленных на борьбу с гепатитом С, в целях минимизации рисков его распространения» создана рабочая группа, разрабатываются клинические рекомендации по лечению гепатита (такой документ по лечению хронического вирусного гепатита D у взрослых пациентов Минздрав утвердил в сентябре 2021 года).
В повторном обращении к Правительству РФ председатель организации «Вместе против гепатита» Никита Коваленко подчеркнул, что часть упомянутых в ответе Минздрава механизмов предназначена для оказания медпомощи группам пациентов с другими заболеваниями и не может быть применена для лечения больных хроническими вирусными гепатитами. Он отметил, что основными задачами программы по борьбе с инфекционными заболеваниями являются профилактика ВИЧ-инфекции, выявление ВИЧ-положительных пациентов и обеспечение терапией 90% пациентов с этим диагнозом. Коваленко утверждает, что нет никаких оснований полагать, что приоритеты изменятся.
По словам старшего научного сотрудника Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Василия Шахгильдяна, «де-юре» на средства, заложенные в программу по профилактике и лечению ВИЧ, можно закупать препараты для лечения гепатита С, но «де-факто» это невозможно, так как растет число пациентов с ВИЧ, меняются подходы к назначению антиретровирусной терапии, схемы лечения становятся дороже. Он также отметил, что небольшое количество препаратов может закупаться для коинфицированных пациентов (ВИЧ и гепатит С). Лишь 12% пациентов с гепатитом С также имеют статус ВИЧ-инфицированных, причем лечение получают 5–10% из них. Всего в России, по данным организации «Вместе против гепатита», проживают 2,3 млн человек, больных гепатитом С.
В июле 2021 года Коалиция по готовности к лечению (ITPCru) проанализировала закупки препаратов от гепатита С в 2020 году. Выяснилось, что за год на фоне появления новых схем лечения цены на противовирусные препараты, применяемые в терапии данного заболевания, были снижены на 30–40%. Такое падение позволило увеличить число пациентов, обеспеченных противовирусной терапией на 51% – до 19 тысяч человек. Однако лекарственная терапия все равно доступна менее 0,5% от оцениваемого числа больных хроническим гепатитом С.
Пациенты с гепатитом могут получать лекарства бесплатно в ряде регионов по территориальным программам ОМС. Существуют и региональные программы по лечению гепатита, как, например, с 2016 года в Москве (туда не включены льготники). Для пациентов с сочетанной инфекцией (ВИЧ + гепатиты) лекарства закупает Минздрав РФ. С момента централизации в 2017 году выделяемая министерством на лечение вирусного гепатита С сумма только сокращалась – от максимума в 2018 году в 1 млрд рублей до 760 млн, заложенных в госбюджет на закупки 2019 года. Подробнее об этом – в материале Vademecum.