В августе 2020 года перечень стратегически значимых препаратов был расширен с 57 до 215 позиций. На начало 2021 года, по данным Минпромторга, в России отсутствует производство субстанций по 81 препарату из этих 215, а готовой лекарственной формы – по 31 наименованию.
Сейчас на бюджетном рынке фарммедпрома действует правило «третий лишний», предусматривающее, что если на аукцион подаются заявки от двух поставщиков с товаром из стран ЕАЭС, то заявка участника с иностранной продукцией отклоняется.
Минпромторг уже прорабатывает вопрос введения правила «второй лишний» в отношении медтехники.
Голикова поручила министру здравоохранения Михаилу Мурашко, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, главе ФАС Росси Максиму Шаскольскому проанализировать действующее законодательство об обращении лекарств и биомедицинских клеточных продуктов и представить в правительство предложения по его упрощению – в частности, по сокращению сроков регистрации лекарств. Главам ведомств предписано сравнить действующие регламенты с нормами недавнего постановления правительства №441, позволяющего регистрировать препараты, помогающие в борьбе с COVID-19, до завершения всех этапов клинических исследований. Упрощенные правила действуют до 1 января 2022 года.
Мантурову и руководителю Федеральной таможенной службы Владимиру Булавину поручено также проанализировать импорт в 2018–2020 годах фармсубстанций для 89 препаратов из перечня стратегически значимых и не производимых в России. Главы ведомств до 10 марта должны были представить наименования препаратов, по которым наблюдается дефектура.
Также Минпромторг, Минфин и Федеральная налоговая служба должны проанализировать, нужно ли субсидировать российских производителей субстанций, если это необходимо для локализации производства лекарств по полному циклу. Ведомствам поручено проработать вопрос снижения налоговой нагрузки для таких производителей.