«Это заболевание коварно и протекает незаметно. Половина пациентов не выполняет назначения врачей, потому что им кажется, что ухудшения не происходит. Поле зрения выпадает сначала пятнышком, потом – кусками», – отметил президент Российского глаукомного общества Евгений Егоров. По его словам, каждую минуту в мире слепнет один взрослый человек, каждые 10 минут необратимо слепнет ребенок.
В России число впервые выявляемых пациентов увеличивается на 3-4% в год, отметил профессор кафедры офтальмологии РНИМУ им. Пирогова Александр Куроедов.
Одна из наиболее серьезных проблем, связанных с этим заболеванием, – поздняя диагностика. В России в настоящее время нет федеральных программ по борьбе с заболеваниями органов зрения. Хотя ранее люди старше 40 лет должны были раз в два года измерять внутриглазное давление – это давало возможность выявить глаукому на ранних стадиях, когда терапия позволяет замедлить ее развитие и сохранить зрение.
«В терапии глаукомы важна приверженность пациентов – капать препарат иногда нужно дважды в день. Мы постоянно ищем новые методы терапии – например, имплантат, который офтальмолог вводит пациенту на шесть месяцев. Происходит медленное высвобождение активного ингредиента, и нет необходимости ежедневных капель», – отметил директор по научной работе «Новартис Фармы» в России Кришнан Раманатан.
По данным опроса, проведенного фармкомпанией Novartis в 2016 году в пяти странах, 85% респондентов боятся потерять зрение больше, чем лишиться других чувств – слуха, вкуса, обоняния, осязания или чувства равновесия. Почти 90% опрошенных заявляют, что важно регулярно проводить проверку зрения, однако в реальности офтальмолога посещает только один из трех человек.
В январе этого года Novartis предложила Минздраву провести пилотные проекты по тестированию системы оценки эффективности лекарств, в соответствии с которой производитель получает плату за препараты в случае, если они помогли пациенту.