Сотрудники Библиографического агентства по высшему образованию Франции, в архивах которого содержатся сведения о всех прошедших защиту в республике научных работах, искали по просьбе Vademecum докторскую диссертацию Леонида Печатникова всю пятницу. Но так ничего и не нашли. Вопрос об ученой степени вице-мэра Москвы возник на прошлой неделе, когда представители сообщества «Диссернет» заявили, что не нашли никакой информации о его докторской в российских базах данных.
Леонид Печатников указан в качестве доктора медицинских наук в 60 тысячах источников в интернете и ряде официальных биографий. Однако в России Печатников докторской диссертации не защищал, выяснил 26 января Vademecum.
«Для России я кандидат медицинских наук. А докторскую диссертацию защищал во Франции», – кратко прокомментировал чиновник изыскания «Диссернета» и Vademecum в интервью интернет-ресурсу «Открытая Россия».
Получить более развернутый комментарий у Печатникова Vademecum не смог: в пятницу и выходные он не отвечал на звонки. Официальный запрос редакции в правительство Москвы остался без ответа. Vademecum попробовал самостоятельно отыскать докторскую диссертацию Печатникова во Франции.
В базах государственного Библиографического агентства по высшему образованию (L'Agence Bibliographique de l'Enseignement Supérieur (ABES), централизованного хранилища всей университетской документации Франции, можно найти сведения о научных публикациях за последние 40 лет. Например, в базе SUDOC хранятся сведения о 15 млн библиографических записей, включая все защищенные во Франции научные работы по медицине и стоматологической хирургии с 1982 года, в базе Theses.fr, хранятся все докторские диссертации, защищенные не ранее 1985 года.
Не дал результатов и поиск в специализированном каталоге научных работ по общей медицине Theseimg.fr.
Однако по ключевым словам «Pechatnikov», «Petchatnikov», «Leonid Pechatnikoff» и даже «Pedchatnikov», «Peschatnikov», «Peshatnikov» ни в одной из этих баз Vademecum не удалось найти какой-либо научной работы вице-мэра. Не помог нам и ресурс Межуниверситетской библиотеки по медицине Biusante.parisdescartes.fr, хотя его администраторы и уверяют, что здесь каталогизированы «практически все научные работы по медицине», защищенные во Франции.
Пребывая в растерянности и не рассчитывая более на собственные силы, корресподенты Vademecum обратились за помощью в секретариат ABES. Но там, в очередной раз прошерстив базы, дали тот же ответ: сведений о докторской диссертации Леонида Печатникова у них нет. Нужны точные вводные: хотя бы сведения о вузе, где проходила защита, или тема научной работы. Но этой информации мы от вице-мэра пока не получили.
Строго говоря, чтобы называться доктором медицины во Франции, Леониду Печатникову теперь достаточно российской степени кандидата медицинских наук – в 2015 году между Россией и Францией было подписано соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. «Соглашение – очень важный и символичный документ для обеих стран. Если во Францию приедет, например, российский кандидат медицинских наук, он автоматически признается доктором медицины, но если он хочет практиковать как врач или преподавать в университете, ему необходимо сдавать экзамены и подтверждать свою профессиональную квалификацию», – поясняет представитель посольства Франции в Москве. При этом теоретическое признание российских кандидатов наук докторами во Франции действовало и раньше, – добавляет собеседник Vademecum.
В интервью газете «Коммерсантъ» в 2014 году Печатников говорил, что именно работал во Франции, а значит, должен был подтверждать там защищенную им в 1984 году в СССР кандидатскую диссертацию «Нарушения холинергической регуляции у больных бронхиальной астмой». Научная работа с таким названием в базах ABES также не прослеживается. Например, в базе Sudoc.fr находится 247, а в базе Theses.fr – 424 научных работы, содержащих в своем названии слово «холинергическая» (cholinergique), но среди них нет работ за авторством Печатникова.
К слову, выяснить что-либо о французском периоде жизни Леонида Печатникова его будущим биографам будет непросто. Люди из ближайшего окружения вице-мэра говорят, что он действительно жил, преподавал и работал во Франции примерно в конце 80-х – начале 90-х годов, но чем именно занимался, им неизвестно.
Никаких деталей не знает о французском периоде вице-мэра и владелец группы «Мать и дитя» Марк Курцер (работал с Печатниковым в столичном Департаменте здравоохранения), и советник губернатора Одесской области Украины Мария Гайдар (в 2012-2013 годах работала советником Печатникова), и известный адвокат Михаил Барщевский (некогда соратник по партии «Гражданская платформа»).
Печатников в своих интервью не рассказывал, чем именно занимался во Франции. Впрочем, его и не спрашивали. Зато о самой этой стране однажды все же высказывался, причем восторженно. «Я – франкофон. Сейчас я говорю /на французском/ нечасто… Но в свое время я закончил школу, которая специализировалась на французском языке. И мы выучили не только язык – слова, грамматику – но и выучили французскую литературу. Даже были уроки географии на французском и уроки математики на французском… И это было время, когда мы изучали все связанное с Францией без всякой надежды однажды поехать во Францию. Без надежды посетить вашу страну, которую я обожаю…» – рассказывал чиновник корреспонденту Агентства по развитию французского образования за рубежом.
В официальной биографии на сайте Европейского медицинского центра, где бывший главврач Печатников, кстати, назван доктором медицинских наук, французская жизнь Леонида Печатников отражена в одной строке – «преподавал в Университете Леонардо да Винчи в Париже».
Этот частный вуз основан относительно недавно – в 1995 году, однако в его недолгой истории уже есть пробелы. По просьбе Vademecum пресс-секретарь университета Соленн Моргон искала какие-либо сведения о преподавателе Печатникове в базах университета. Но вернулась ни с чем: электронный архив ведется только с 2008 года, история 90-х в ней не отражена. Востребованной у современных студентов методической литературы Леонид Печатников по себе не оставил.