«Потом он подрос… Ходил на прогулку… и шел между нами, дав каждому ручку, зная, что мы поддержим и научим его уму-разуму, чувствуя нашу нежность и даже любовь…» Эта реплика одного из центральных персонажей пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» могла бы подойти к идиллическому описанию взаимоотношений российских регуляторов и постепенно взрослеющего рынка частной медицины. Ну почему нет? Первые уверены, что холят и лелеют второго, не позволяя тому особенно шкодить и наставляя на правильный путь. Однако вся штука в том, что герои Олби – бесплодная супружеская пара, и рассказывают они о вымышленном малыше. Наш же подросток – рынок частных медуслуг – вполне себе реален и, несмотря на дефицит родительской заботы и суровые внешние обстоятельства, подвижен, мускулист и не по годам сметлив. Как развиваются, изживая детские болезни, участники рейтинга Vademecum «ТОП200 частных многопрофильных клиник по выручке за 2023 год» – в нашем традиционном исследовании.
Стоимостный объем рынка платных медуслуг, по итогам 2023 года, показал пусть и не взрывной, но уверенный рост, преодолев, по оценкам Росстата, планку в 1,404 трлн рублей. В текущих ценах этот показатель оказался выше значений 2022 года (1,218 трлн рублей) на 15,2%, а в сопоставимых – превысил результат предыдущего года на 6,3%. Динамика 2021/2022 в реальных ценах была заметно скромнее – всего 1,2%.
Тенденцию подтверждают показатели игроков из нашего ТОП200: более 90% участников рейтинга частных многопрофильных клиник по выручке за 2023 год, в отличие от результатов предыдущего замера, продемонстрировали позитивную динамику – в среднем у операторов сегмента прирост год к году составил 24,2%. Совокупная выручка ТОП200 крупнейших игроков увеличилась на 15,5% – до 385,4 млрд рублей.
Средний годовой доход участников рейтинга, по итогам 2023 года, увеличился с 1,650 млрд до 1,927 млрд рублей: в первой сотне игроков этот показатель вырос с 2,848 млрд до 3,328 млрд рублей (+15%), во второй – с 451 млн до 527 млн рублей (+16,8%). «Входной билет» в ТОП200 тоже подорожал – порог включения в рейтинг оказался на уровне 307 млн рублей (против прежних 259 млн рублей). В ТОП200 – 2023 проникли семеро новичков, в числе которых наиболее высокие позиции заняли столичные «Атлас» и «МАММА», тамбовский медцентр «Надежда» и новосибирская «Клиника Пасман».
Первые пять позиций рейтинга сохранились за прежними лидерами – ГК «Медси», ГК «Мать и дитя», ЕМС, ГК «МедИнвестГрупп» и «СМ-Клиника» в среднем приросли по выручке на 10–16%.
Возглавляющая ТОП200 ГК «Медси», как и в предыдущие годы, продолжила расширяться в Москве и регионах: общая площадь клиник группы увеличилась, по итогам 2023 года, на 4% – до 311,4 тысячи кв. м. За отчетный период «Медси» открыла 17 новых подразделений (11 собственных и 6 по франшизе), а кроме того, центр радиологии в больнице в Отрадном и многопрофильную клинику по контракту с ПАО «Лукойл» в Усинске. Органический рост, конечно же, нашел отражение в увеличении выручки группы на 16%.
В следующей за лидером ГК «Мать и дитя» при подведении итогов 2023 года отмечали, что 10-процентный рост выручки в том числе обусловлен восстановлением покупательной способности населения и увеличением обращаемости пациентов. Суммарное количество посещений клиник группы в 2023 году выросло на 11,4%, средний чек прибавил 2,2%. Приличную динамику показал основной профиль «Мать и дитя» – количество проведенных в клиниках группы пункций ЭКО выросло на 14,6% – до 19,3 тысячи.
Впервые в ТОП10 и сразу на 6-ю позицию вошла ГК «Медскан», выручка медицинских дивизионов которой (без учета показателей приобретенной в 2022 году лабораторной сети KDL) подросла на 74%. Представители «Медскана» объясняют успех группы «расширением и интеграцией активов, которые обеспечивают компании мультипликативный рост и как следствие – основных финансовых показателей». В компании отмечают сохранение курса на экспансию и новые приобретения. За последний год (с середины 2023-го по июль 2024-го) ГК приросла семью клиниками. Одной из последних заметных покупок, которая, по понятным причинам, не отражена в нынешнем рейтинге, но наверняка усилит позиции «Медскана» в ТОП200 по итогам 2024 года, стало приобретение основателем и акционером группы Евгением Туголуковым за 3 млрд рублей монопрофильной (а потому не включенной в наше исследование) сети «Евроонко», выручившей за 2023 год 2,1 млрд рублей.
В ТОП10 впервые вошла и «Поликлиника.ру», нарастившая за 2023 год выручку на 28% – до 6,725 млрд рублей. Обратную динамику – минус 4% – продемонстрировала MedSwiss, опустившаяся в рейтинге с прежней 8-й на 10-ю позицию.
СКАЧАТЬ РЕЙТИНГ В PDF. Для увеличения таблицы нажмите на изображение.
Как мы считаем: методология
СКАЧАТЬ РЕЙТИНГ В PDF
Среди заметно выросших игроков из ТОП20 – традиционно прибавляющая «Клиника Фомина» (+54%, 4,3 млрд рублей), поднявшаяся с 19-го на 17-е место. Компания Дмитрия Фомина уже озвучила свои цели на перспективу: по итогам 2024 года нарастить выручку до 7,5 млрд рублей, а в горизонте 2026 года в 2,5 раза расширить сеть – в дополнение к 21 действующему в 12 регионах медицинскому центру открыть по всей стране свыше 50 новых клиник.
Наиболее успешными участниками гонки по вертикали стали три игрока – «ГУТА Клиник» (+54 позиции относительно рейтинга-2022), «Юсуповская больница» (+46 позиций) и «Открытая клиника» (+46 позиций). Убедительное ускорение позволило этим компаниям впервые ворваться в ТОП100.
Нескольким операторам, прежде входившим в ТОП100, по итогам 2023 года не удалось сколь-нибудь заметно нарастить выручку (плюс не более 7%) и сохранить свои места в «сотне»: саратовская сеть Di Центр опустилась на 15 строк, «Здравица» из Новосибирска потеряла 14 позиций, МЦ «Поколение» из Белгорода – 18. Ближе к потере статуса участника ТОП100 стали башкирские сети «МЕГИ» и «Медсервис» (потеряли 19 и 15 позиций соответственно). ТОП50 покинули столичный «Скандинавский центр здоровья» (снижение на 18 строк) и ПКМЦ, локальная сеть из Владимирской области (минус 7 позиций). Состоявшаяся в 2023 году смена собственника и менеджмента пока заметно не повлияла на положение столичного ЦЭЛТ, который третий год подряд скользит вниз. Вот и в 2023 году основанный более 30 лет назад Александром Бронштейном медцентр переместился с 82-й на 90-ю позицию, пусть и с выросшей на 11,7% – до 868 млн рублей – выручкой.
Всего из ТОП200 выбыли 12 операторов. Одни не преодолели планку входа, другие оказались вне игры в результате поглощения консолидаторами из ТОП20: региональную сеть «Биомедицина», выручившую по итогам 2022 года 288 млн рублей, купила «Мать и дитя», а московский «Рассвет» (285 млн рублей) – «Клиника Фомина».
КРЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Скольжения отдельных игроков по вертикали рейтинга не отменяют командного результата – «малыш» набирает рост и вес. Вопрос, за счет чего. В первую очередь это медицинская инфляция, плавающая, по оценкам ЦБ РФ, в диапазоне 6–9,5%. И естественная реакция на такой раздражитель – повышение цен на услуги. По данным из заполненных операторами анкет, прейскурант в 2022-2023 годах прибавил в среднем 10,7%.
Однако подобную ценовую политику в условиях жесткой конкуренции могут себе позволить далеко не все частники, особенно осторожны в этом смысле операторы среднего и низкого ценового сегмента.
Другим драйвером роста выручки «выше рынка» могла стать экспансия в регионы и открытие новых точек, считает ознакомившаяся с драфтом ТОП200 гендиректор Центральной поликлиники на Ленинградке (прежде «Поликлиники Литфонда») Мария Коломенцева. Наиболее ярко этот тренд проявился в финансовых результатах игроков, запустивших новые мощности два-три года назад: в 2023-м такие точки должны были показать максимальную отдачу по выручке. Впрочем, оговаривается собеседник Vademecum, это еще не означает роста маржинальности бизнеса.
В 2023-2024 годах операторы из числа ТОП20, как подсчитал Vademecum, подняли с «нуля», модернизировали или приобрели минимум 46 клиник (из них 27 в 2023 году) в 15 регионах, суммарно потратив на развитие более 13 млрд рублей.
Еще одним ключевым фактором роста выручки стал высокий спрос на услуги частных амбулаторий. В середине 2024 года аналитики ЦБ, оценивая динамику рынка платных медуслуг, отметили такую закономерность: частные игроки заметно расширили номенклатуру амбулаторного предложения, обыгрывая госсектор на поле диагностики и приемов узких специалистов. «В целом в последние годы объем платной медицины в России растет быстрее государственного сегмента в условиях повышения доходов населения и развития системы добровольного медицинского страхования, занимая все большую долю рынка (по текущим оценкам, около пятой части)», гласят выводы периодического доклада ЦБ от июля 2024 года.
Тот же тренд замечают авторы годового отчета ГК «Мать и дитя»: доля госзаказа в общем объеме медуслуг сократилась с 73% в 2021 году до 67% в 2023-м, а доля платных услуг выросла с 27% до 33%.
«Ценностью для пациента выступает территориально доступная медпомощь, и, открывая новые точки, частные сети покрывают эту потребность. Живя, допустим, на севере столицы, пациент уже не так охотно поедет на юг, даже к хорошему врачу», – считает Мария Коломенцева. По ее мнению, на рынке сложился дисбаланс, когда потребность населения в медпомощи есть (и была всегда, независимо от экономической ситуации), но этот запрос не закрывается полностью государственной медициной: «Это напоминает формат Швеции, когда записываться к узкому специалисту нужно за два месяца. Однако мы не шведы, поэтому свою потребность оперативно получать медуслуги мы реализуем через платный сектор».
Речь идет как раз об амбулаторном звене, поскольку государство в первую очередь озабочено закрытием потребности в стационарном лечении, отмечают опрошенные Vademecum эксперты, поэтому многие частные игроки с преимущественно амбулаторными, или даже смешанного типа, услугами как прирастали по выручке в 2023 году, так и продолжают набирать обороты в нынешнем.
Гендиректор сети «Будь здоров» Родион Ступин называет драйвером роста рынка инвестиции в региональную экспансию – туда, «где прогнозируется увеличение спроса и есть свободные ниши для развития». В сети, например, видят перспективу расширения в Сибири, на Дальнем Востоке и запуске с 2025 года франшизы «Будь здоров».
Спрос на рынке, говорит Ступин, подогревается, кроме всего прочего, повышенным интересом крупных предприятий к программам ДМС – для привлечения и удержания кадров. Именно желанием работодателей повысить свою привлекательность на рынке труда ЦБ объяснял взрывной рост корпоративных страховок по итогам 2023 года: премии ДМС в стоимостном выражении выросли, по сравнению с 2022-м, с 214 млрд до 253 млрд рублей, из которых 192 млрд пришлись на корпоративное страхование (166 млрд рублей в 2022 году).
Тенденцию в середине 2024 года подтвердили и сами страховщики, в некоторых случаях фиксируя рост продаж корпоративного ДМС на 30–40% по сравнению с 2023 годом.
«Меняется и сама модель потребления медицинских услуг. Ключевым трендом становится не лечение уже имеющихся заболеваний, а превентивная диагностика – увеличение количества чек-апов, вакцинаций, посещений клиник для диспансерного наблюдения. Приверженность населения к сбережению здоровья растет», – считает Ступин.
Повышение интереса россиян к своему здоровью фиксирует и Мария Порядина, главный врач сети медцентров «МЛЦ», выручка которой приросла год к году на 40,5%. Особенно заметным увеличение пациентопотока стало после пандемии, повлекшей обострение хронических болезней или появление новых, отмечает Порядина: «Несмотря на снижение платежеспособности, пациенты все равно идут в частные клиники. Во-первых, бюджетные организации не всегда справляются с потребностью граждан в узких специалистах, а во-вторых, здоровье, с точки зрения пациента, все-таки окупает затраты».
РАЗЪЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ
Борьбой за пациента конкурентные битвы не ограничиваются. Частников, равно как и всю индустрию здравоохранения, тормозит в развитии трудноразрешимая проблема кадрового дефицита.
Госсектору, по официальным оценкам Минздрава, на сегодняшний день не хватает порядка 29 тысяч врачей и 63 тысяч сотрудников среднего медперсонала. В 2023 году федеральные власти поддержали отрасль, назначив медикам соцвыплаты, размер которых резко увеличили в апреле 2024 года. Теперь врач в госмедучреждении может получать дополнительно до 50 тысяч рублей в месяц. В 2025 году на соцподдержку медработников запланировано выделить еще 70 млрд рублей.
Частники вынуждены были реагировать – повышать зарплаты персоналу, что повлекло за собой повышение цен на услуги. А это, замечает Мария Коломенцева, еще один фактор роста выручки. Усилия по укомплектованию штата зачастую сказываются на прибыли клиник, продолжает мысль Коломенцева, но опций у частных игроков немного: «Там, где зарплата врачей «в рынке», специалист становится финансовым бременем, а в клиниках, где не могут себе позволить «дорогого» врача, выручка сразу снижается из-за резкого сокращения количества приемов».
Представители ГК «Медскан» заметили, что в целом на рынке труда больше всего недостает трех категорий сотрудников – узкопрофильных экспертов, специалистов с многолетним отраслевым опытом и высококвалифицированных работников известных корпораций. В переложении на медицину это терапевты, педиатры, неврологи, офтальмологи и специалисты других направлений, но самое дефицитное звено – средний медперсонал.
Проблему с заполнением штата медсестер подтвердила и Мария Порядина из «МЛЦ»: в сети пытаются восполнить дефицит привлечением студентов медвузов. По ее наблюдениям, на бирже труда сейчас много врачей, но ощущается нехватка грамотных, квалифицированных специалистов, также рынку недостает рентгенлаборантов.
Рекрутировать и удерживать кадры опрошенные Vademecum операторы пытаются не только достойной зарплатой. В числе инструментов повышения лояльности сотрудников были названы карьерный и профессиональный рост, непрерывное обучение, корпоративная культура, работа на современном оборудовании. Многие игроки отмечают фактор преемственности служб внутри одной сети клиник, когда круг лечения пациентов замыкается на одной лечебной базе и у врачей есть возможность консультироваться с коллегами.
«Борьба за профессионалов идет сегодня во многих сегментах рынка, и конкуренция в медицине особенно жесткая – не только в крупных, но и в малых городах, – рассуждает Родион Ступин. – Усилила этот процесс пандемия, когда медики искали для себя наиболее выгодные условия работы и оплаты труда. Сегодня госсектор – основной конкурент крупных игроков коммерческой медицины за персонал и пациентов. Для врачей государственных клиник сейчас предусмотрены различные дотационные выплаты, например, соцвыплаты для небольших населенных пунктов и программа «Земский врач», что для многих является значимым фактором выбора работодателя».
В то же время Ступин не сомневается, что дело у частной и государственной медицины общее – забота о здоровье пациентов и лучшем качестве жизни. Тот же тезис озвучили в «Медскане»: «Важно понимать, что конкуренция за кадры происходит между лечебными учреждениями, а не между государственной и частной медициной. Факторов очень много – это и уровень зарплаты, и комфортные условия работы, и оборудование и технологии, которыми должны владеть специалисты. Мы не видим тенденции роста конкуренции в ближайшие годы. К тому же наш подход – не конкуренция, а партнерство и сотрудничество с госмедучреждениями».
Тем временем регуляторы и региональные власти от состязания с частниками за врача и пациента не отказываются. Новый глава Республики Алтай Андрей Турчак, например, едва вступив в должность, резко раскритиковал практику совместительства в частных и государственных клиниках: «Это преступление, когда заведующий лор-отделением Республиканской больницы до обеда работает заведующим лор-отделением, за это время раздает направления на вторую половину дня пациентам и потом проводит прием в своей частной лор-клинике. Это нормально? Вы как себе это представляете?»
Или другой пример – московский. МГФОМС в 2024 году перестал оплачивать счета за лечение москвичей в частных клиниках, которые не участвуют в столичной маршрутизации и терпрограмме ОМС. У Москвы достаточно мощностей пяти «якорных» профильных медцентров и объемов ОМС, чтобы самим оказывать медпомощь, пояснили свое решение в терфонде. И такое ограничение уже привело к многомиллионным убыткам одной из клиник сети «Семейная».
У федерального Минздрава инструменты повесомее: регулятор выступил против особых преференций для инвесторов – операторов ГЧП-объектов. Ведомство совместно с ФФОМС издало циркуляр, в котором указало регионам на незаконность индивидуального подхода к частному партнеру, включая гарантии по предоставлению объемов ОМС, маржинальных тарифов и адекватной выручки от совместных с государством проектов.
Впрочем, в ряде регионов власти смирились с существованием частных клиник, которые зачастую закрывают не только потребность населения в отдельных медуслугах, но и нивелируют хроническую нехватку врачей. В 2023 году в Красноярском крае Минздрав попросил поликлиники разместить дополнительный заказ на консультации в тех частных клиниках, которые уже работают по ОМС: «С целью повышения доступности для жителей края амбулаторной медицинской помощи». Речь шла как раз об амбулаторном сегменте по таким профилям, как «офтальмология», «кардиология», «эндокринология», «оториноларингология», «травматология и ортопедия». А власти Майкопа (Республика Адыгея) практически вручную добавляли частникам объемы госзадания по ОМС на прием невролога – местные госмедучреждения такими специалистами не располагают.