Почти решенный вопрос о создании монополии на рынке госзакупок вакцин вновь стал предметом спора. Оппонентами «Ростеха» и Национальной иммунобиологической корпорации (НИК) внезапно выступили НПО «Петровакс Фарм» и его новый владелец – ГК «Интеррос». Казалось, что Сергей Чемезов при поддержке Вероники Скворцовой уже пролоббировал назначение свой «дочки» на роль единого поставщика Нацкалендаря прививок в 2014–2017 годах. Но тут за биологический щит Родины решил взяться Владимир Потанин. В правительство были отправлены петиции за подписью гендиректора НПО «Петровакс» Аркадия Некрасова, который попытался убедить распорядителей госбюджетов в ущербности идеи передачи календаря в одни руки.
«Ростех» строит биотехнологический кластер с прошлой осени (подробнее – в материале «Бацилловики» в VM #22 от 25 ноября 2013 года). Учредив в начале ноября 2013 года ОАО «Национальная иммунобиологическая компания», госкорпорация пытается замкнуть на «дочку» не только поставки номенклатуры календарей прививок, но и солидные ведомственные госзаказы. В конце апреля 2014 года НИК получила лицензию на фармдеятельность, а уже в июле правительственным распоряжением была назначена единственным поставщиком 20 наименований лекарств и медизделий для ФСИН: в 2014–2016 годах компания должна будет отгрузить в пенитенциарные учреждения продукции на 3,4 млрд рублей. Это решение не оставило у наблюдателей сомнений в административных возможностях главы «Ростеха»: НИК – по сути, оболочка, пока не имеющая в распоряжении ни производственных, ни дистрибьюторских предприятий, – на безальтернативной основе получает долгосрочный госконтракт. Следовательно, и Нацкалендарь новоявленному оператору покорится легко.
На этом фоне протестный демарш «Петровакса» (компания производит вакцины Нацкалендаря Гриппол, Гриппол плюс и Превенар 13) прозвучал довольно неожиданно. Генеральный директор НПО «Петровакс Фарм» Аркадий Некрасов в начале июля направил в аппарат правительства и профильные ведомства письма (имеются в распоряжении VM), оспаривающие концепцию иммунологической монополии, выдвинутую Чемезовым и Скворцовой и поддержанную на уровне вице-премьеров. Вернее, в «Петроваксе» видят эту концепцию несколько иначе: не как гегемонию одного игрока, а как пул монопоставщиков, на каждого из которых приходится та или иная позиция календаря прививок. По мнению автора письма, прямые контракты государства с производителями – разработчиками вакцин «создадут условия для стабильного роста научно-исследовательского и производственного потенциала» в сфере иммунобиологии.
Дочерняя структура «Ростеха», по оценке Некрасова, драйвером этого процесса пока не стала и станет нескоро: ни одна из организаций, которые НИК видит в сфере своего влияния – ФГУП «НПО «Микроген», ООО «НТФарма», ФГБУ «НИИЭМ им. Н.Ф. Гамалеи», ФГБУ «НИИВС им. И.И. Мечникова» – на данный момент не обладает компетенцией полноценного производителя вакцин. А потому текущие предложения НИК полностью удовлетворить потребности государства в иммунопрепаратах силами этих компаний, по словам автора петиции, «являются прямым введением в заблуждение руководства страны».
Особое недоумение Аркадия Некрасова вызывает запрос НИК на бюджетное финансирование проектов по разработке, трансферу технологий и производству вакцин, уже выпускаемых в России. Глава «Петровакса» прежде всего имеет в виду полную локализацию на площадке его компании производства пневмококковой вакцины Превенар 13 от Pfizer. И считает этот пример еще одним аргументом в пользу разделения рынка госзакупок иммунобиологических препаратов между компетентными монопоставщиками.
В «Ростехе» и НИК об инициативе «Интерроса» и «Петровакса» знают. И парируют большинство выпадов своих заочных оппонентов. Представители НИК уверяют, что о сосредоточении производства всей линейки иммунобиологических препаратов на мощностях одного предприятия речь никогда не шла. «Мы не планируем выпуск вакцин в ущерб существующим производителям и приветствуем комплексное раскрытие потенциала всех производителей, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности», – ответили в НИК на запрос VM. Замечание Аркадия Некрасова о том, что модернизация промплощадок партнерских предприятий «Ростеха» потребует внушительных инвестиций и времени, в НИК новостью тоже не считают: «В отношении ФГУП НПО «Микроген» планируется осуществление давно назревшей комплексной реконструкции производственных мощностей».
Однако полноценными участниками процесса обеспечения биобезопасности страны в НИК считают компании, локализовавшие полный цикл производства вакцин.
И декларируют, что уже начали выстраивать производственную кооперацию именно с такими игроками. Пока же дочерняя структура «Ростеха» использует для участия в обеспечении Нацкалендаря логистические возможности партнерских предприятий, в основном «Микрогена», пока еще подведомственного Минздраву. «Большая часть вакцин, не в денежном, а в натуральном выражении, производится «Микрогеном», у предприятия есть своя холодовая цепь, которая позволяет закрыть потребность в доставке всего необходимого Минздраву объема вакцин», – подчеркивают в НИК, не забыв указать, что «Петровакс» привлекает «для развоза» сторонние организации. Да и уровень локализации производства «календарных» продуктов на «Петроваксе» в НИК оценивают скептически. Надежным биологическим щитом Родины в «Ростехе» и НИК предлагают считать полный цикл производства – от выпуска активной действующей фармсубстанции собственной разработки.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Ни одна компания в России не обеспечит все поставки в национальный календарь прививок»
Кто способен поднять и удержать биологический щит Родины
Генеральный директор НПО «Петровакс Фарм» Аркадий Некрасов в блиц-интервью VM раскрыл мотивы обращения компании в аппарат правительства и профильные ведомства по поводу монополизации рынка госзакупок вакцин.
– Почему вы против идеи создания иммунобиологической госмонополии?
– На данный момент ни одна компания в России, в том числе и НИК, не имеет достаточных производственных мощностей и не обладает научно-исследовательским потенциалом, чтобы обеспечить все поставки иммунобиологических препаратов в Национальный календарь прививок. Назначение одной компании единым поставщиком по всем вакцинам календаря ставит под удар эпидемиологическую безопасность страны, так как создает зависимость всей программы иммунопрофилактики от одной компании. Такой монополист будет лишь избыточным посредническим звеном, которое может только оттянуть финансовые ресурсы у производителей. На мой взгляд, отечественные компании, уже поставляющие вакцины для Нацкалендаря и уже вложившие большие средства в разработку и модернизацию производства, будут поставлены в заведомо невыгодное положение по сравнению с компанией, назначенной единственным поставщиком. Это приведет к увеличению инвестиционных рисков для таких производителей, стагнации научных разработок вакцин или даже срыву инвестиционных программ.
– Какой выход вы видите?
– План назначения единственного поставщика всех вакцин Нацкалендаря должен быть заменен на подход, сформулированный в таком документе, как «Основы госполитики в области химической и биологической безопасности РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». В соответствии с этим документом по каждому средству специфической профилактики инфекционных заболеваний должен быть определен единственный поставщик. Хотелось бы отметить, что институт единого поставщика применительно к отдельным вакцинам имеет несомненный резон: долгосрочные гарантированные контракты с государством без посредников позволят отечественным компаниям – разработчикам и производителям осуществлять инвестиции в создание новых российских лекарственных препаратов и строительство современных производственных мощностей.
– То есть вы предлагаете, чтобы вместо монопольного поставщика Нацкалендарь обслуживала группа монопоставщиков?
– Да. В частности, мы предлагаем рассмотреть возможность прямых контрактов государства с производителями-разработчиками по каждой из вакцин Нацкалендаря. Мы выступаем за заключение долгосрочных контрактов под встречные обязательства по модернизации производства. Это создаст условия для роста инвестиций в научно-исследовательские и производственные разработки.
– Какие критерии, на ваш взгляд, должны применяться при отборе единственного поставщика?
– Их несколько. Наличие собственного производства вакцины в необходимых объемах, сертификация производства по GMP, наличие собственных научных разработок вакцин и, наконец, опыт поставок иммунобиологических препаратов по системе государственного заказа.
– Федеральные чиновники на тему монополизации рынка поставок вакцин дискутируют уже не первый месяц. Вашей позицией кто-либо интересовался?
– Мы ожидаем, что это произойдет в ближайшее время. Однако по состоянию на 24 июля 2014 года «Петровакс» не получал от Минздрава, Минпромторга или Роспотребнадзора предложений поучаствовать в обсуждении разработки и реализации «дорожной карты» развития иммунобиологической промышленности. В феврале этого года мы лишь получили от Минздрава запрос об объемах производства иммунобиологических лекарственных препаратов, включенных в Нацкалендарь и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям до 2020 года.
– «Микроген» обратился в Минздрав за разрешением участвовать в конкурсе на поставку вакцины для профилактики пневмококковой инфекции, но соответствующего препарата в его портфеле нет. Вы готовы сотрудничать с «Микрогеном» по этой позиции?
– В настоящее время НПО «Микроген» может участвовать в конкурсе на поставку пневмококковых вакцин только как дистрибьютор. Если будет объявлен аукцион и «Микроген» выиграет данную поставку – мы не видим никаких рисков, так как госпредприятие относится к игрокам, обладающим необходимым практическим опытом и профессиональным подходом к логистике иммунобиологических препаратов. Вместе с тем мы считаем, что приоритет в наделении статусом единого поставщика должен отдаваться компаниям-производителям.