08 Сентября 2024

Иваново средство
Марина Кругликова
7 июля 2014, 18:37
6802

Почему благие намерения главы ФСКН не нашли отклика у наркозависимых москвичей

Московские власти с 1 июня предлагают людям, пролечившимся от наркозависимости в государственных диспансерах, получить сертификат на 30 тысяч рублей для прохождения социальной реабилитации в профильных негосударственных учреждениях. Однако за месяц, прошедший с момента старта эксперимента, ни один сертификат востребован не был.

Тема комплексной реабилитации наркозависимых предметно волнует ФСКН и Минздрав с 2012 года, когда Владимир Путин поручил ведомствам разработать соответствующий план совместных действий. Помимо структурных и финансовых задач, исполнителям президентского поручения предстояло решить институциональную проблему – сделать доступными не только лечение наркозависимых, но и последующие, крайне важные для устойчивой ремиссии реабилитационные мероприятия. И если специализированных лечебных учреждений – наркодиспансеров – в распоряжении Минздрава условно достаточно, а пациенты получают там терапию бесплатно, то система государственных реабилитационных центров неразвита. Диспропорцию решили исправлять, привлекая многочисленные негосударственные структуры и рассчитываясь с ними за услуги с помощью сертификатов.

В конце 2013 года глава ФСКН Виктор Иванов представил президенту проект программы общей стоимостью почти 180 млрд рублей, из которых 133 млрд рублей предлагалось найти в федеральном бюджете. По замыслу авторов, значительную часть этой суммы следовало направить на оплату услуг негосударственных специализированных учреждений, где уже получившие медицинскую помощь пациенты наркологических диспансеров могли бы пройти курс реабилитации и закрепить успех преодоления зависимости (подробнее – в материале «Голод без наркотиков» в VM #19 от 28 октября 2013 года). Еще через несколько месяцев, претерпев ряд изменений, реабилитационная «дорожная карта» была включена в госпрограмму «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденную 15 апреля 2014 года постановлением Правительства РФ.

На реализацию глобальной антинаркотической госпрограммы, расписанной с 2013-го до 2020 года, из федерального бюджета должно быть потрачено 276,59 млрд рублей, что лишь на 65,87 млрд рублей больше суммы, которую планировалось освоить ранее, то есть еще до включения в программу мероприятий по комплексной реабилитации наркозависимых. Другими словами, сверстанный ФСКН план социальной адаптации пролечившихся наркоманов будет поддержан госбюджетом лишь наполовину. Какие из замыслов подчиненных Виктора Иванова попали под секвестр, пока неясно. Непонятна на сегодняшний день и сама схема распределения финансовых средств. Известны лишь очень общие целевые показатели проекта: курс комплексной реабилитации и ресоциализации ежегодно могут проходить до 150 тысяч наркозависимых, не менее 30% которых должны, по замыслу авторов программы, продемонстрировать «стойкое прекращение потребления» наркотиков.

Что же подразумевается под комплексом реабилитационных мероприятий? Прежде всего – отрыв от патогенной среды, то есть постоянное пребывание пролеченного наркомана в реабилитационном центре, где с ним работают медики, психологи, социальные работники и другие специалисты, мотивирующие человека на возвращение к полноценной жизни без наркотиков. В зависимости от состояния пациента и применяемых методик длительность реабилитационного курса может составлять от месяца до полугода. Понятно, что такое обилие нюансов не позволяет точно скалькулировать себестоимость реабилитации. Впрочем, в ряде российских регионов, начавших собственные реабилитационные программы прежде федерального центра, такие подсчеты были произведены: в Пскове, например, сертификат оценили в 150 тысяч, в ХМАО – в 35,5 тысячи, в Перми – в 20,6 тысячи рублей.

Пермяки, кстати, стали пионерами разработки и реализации механизма ГЧП в антинаркотических программах. Здесь уже два с лишним года используют сертификаты в качестве покрытия стоимости услуг, получаемых пролеченными наркоманами в негосударственных реабилитационных центрах. «В Пермском крае соответствующие региональные правовые акты были приняты еще в 2011 году, – рассказал VM заместитель начальника научно-исследовательского центра ФСКН России Борис Крупнов. – Началась реализация проекта, и уже обкатанная в Перми идея легла в основу государственной программы».

Однако, похоже, опыта Пермского края, Псковской области и ХМАО пока недостаточно для масштабирования проекта в каждый регион страны. Даже после утверждения бюджета федеральной программы комплексной реабилитации эксперименты пойдут постепенно – на отдельно взятых территориях. «Каждый субъект РФ, исходя из сложившейся практики, приоритетов и имеющихся ресурсов, может выбрать свое решение, – демонстрирует либерализм головного ведомства Борис Крупнов. – Мы рекомендуем для реабилитации сертификат, но выбор остается за регионом».

И такой выбор сделала Москва. С 1 июня пролечившиеся в государственных медучреждениях от наркомании совершеннолетние жители столицы могут получить сертификат на 30 тысяч рублей в месяц для прохождения социальной реабилитации в одном из негосударственных центров. Причем обладатель сертификата имеет право самостоятельно выбрать в качестве места прохождения курса любое из партнерских учреждений программы.

За месяц, прошедший с момента начала в Москве реабилитационного эксперимента, ни одного обращения в аккредитованные на предоставление услуг по сертификату центры не поступило. Президент участвующего в программе некоммерческого фонда «Здоровая страна» Александр Савицкий объясняет это в первую очередь тем, что для получения сертификата пациента вынуждают собирать большой набор документов. По данным столичного департамента соцзащиты населения, желающий участвовать в программе москвич обязан помимо заявления предоставить копию паспорта или иного удостоверения личности, выписку из медицинской карты, а также справку с места работы с подтверждением дохода. Последний документ, по словам Бориса Крупнова из НИЦ ФСКН, необходим для понимания, действительно ли человек не может самостоятельно оплатить услуги по реабилитации.

Даже если откинуть это неуместное в рассматриваемом случае сомнение, сложно представить себе вчерашнего наркомана, терпеливо собирающего пакет требуемых документов. Наркозависимые больные, пусть и получившие лечение, в большинстве своем не мотивированы на прохождение реабилитации в принципе. «Во всем мире это работает только при очень мощном социальном сопровождении, то есть не сам пациент и даже не его родственники бегают за этими справками, а им помогает специально обученный основам наркологии социальный работник», – говорит Александр Савицкий. По его мнению, привлекательность программы снижает сама ее концепция – прежде чем получить сертификат, наркозависимый должен пройти курс лечения в государственном учреждении и, значит, встать на наркологический учет, а любой человек всеми силами старается избежать попадания в такой реестр.

На сегодняшний день к участию в столичной реабилитационной программе допущена 21 организация. Большинство из них зарегистрированы не в Москве и даже не в Московской области, но как раз этому обстоятельству есть логичное объяснение. «Многие практики считают очень важным, что наркозависимый проходит реабилитацию вдалеке от своего основного места жительства, – говорит Борис Крупнов. – Москвичи реабилитируются и в Башкирии, и в Калининграде, и в Ставрополье, они идут на это сознательно, пытаясь изменить круг общения. Поэтому в московскую программу было заявлено большое количество центров из других регионов». С другой же стороны, провинциальные реабилитологи видят в московском предложении возможность заработать на рынке госзаказа, который из-за низких цен неинтересен их столичным коллегам. «В Москве очень много коммерческих центров, и 30 тысяч рублей в месяц на пациента – это абсолютно недостаточная сумма для них, потому что хорошая и качественная реабилитация стоит дороже», – говорит Савицкий.

Несмотря на невостребованность сертификатов столичной целевой аудиторией, в ФСКН строят на счет Москвы самые оптимистичные планы. По оценке Крупнова, в региональной программе уже в этом году смогут принять участие не менее 500 жителей столицы: на выпуск и наполнение сертификатов в 2014 году из бюджета города выделено 100 млн рублей. Сертификаты, полагает Крупнов, способны стимулировать участников рынка реабилитационных услуг: «Частные центры научились и дополнительно зарабатывать, и привлекать спонсорские средства, получается, суммы в 30 тысяч рублей в качестве базы оказания услуги может быть достаточно».

Если в Москве очереди за сертификатами не наблюдается, то в трех других решившихся на подобный эксперимент регионах ситуация обратная: федеральные деньги пока не получены, а возможности региональных бюджетов ограничены. По данным управления ФСКН по Псковской области, пройти реабилитацию за счет средств регионального бюджета в области могут только 10 пациентов год, притом что на учете в наркологических учреждениях региона стоят 728 человек. В ХМАО, как сообщили VM в департаменте соцразвития региона, услуги по сертификату в 2014 году смогут получить лишь 40 наркозависимых, в Пермском крае – 331 человек.

фскн, наркодиспансер

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам

Владимир Козлов: «Обещать врачам хорошую зарплату – это, слабо говоря, рискованно»