По данным VM, в ближайшие дни глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) представит Президенту России Владимиру Путину проект госпрограммы по реабилитации наркозависимых общей стоимостью почти 180 млрд рублей, суть которой – в предоставлении специальных государственных субсидий реабилитационным центрам. Руководить этим процессом намерен глава ФСКН Виктор Иванов. Участники рынка и эксперты инициативу в целом приветствуют, но с осторожностью – при общем колоссальном объеме средств сумма, выделяемая на реабилитацию одного наркозависимого, представляется им явно недостаточной, что порождает риск неэффективного использования средств и коррупции.
Подготовить межведомственную программу «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» Владимир Путин поручил Минздраву и ФСКН в конце ноября 2012 года. Первоначально предполагалось, что она будет готова к 30 марта 2013-го, однако на утряску всех межведомственных вопросов вместо полугода потребовался почти год – программу готовили, как сообщают в ФСКН, совместно с Минздравом, Минтруда и МВД. Срок действия программы – 2014–2020 годы, финансирование из федерального бюджета – 133 млрд рублей, из региональных бюджетов – 30 млрд рублей и еще 17 млрд рублей – из внебюджетных источников.
По расчетам специалистов, участвовавших в подготовке программы, число потребителей наркотиков, включаемых в курс реабилитации в 2015 году, может составить около 50 тысяч человек, а к 2020 году – до 150 тысяч. В ФСКН уверяют, что экономический эффект от реализации этой программы перекроет все затраты: вложенные деньги позволят в итоге сэкономить триллионы рублей, которые Россия недополучает в бюджет из-за проблемы наркомании и наркопреступности. «Наркомания – это большие затраты (по данным ООН, примерно 3% ВВП). Это триллионы рублей на полицейскую составляющую, на судебные издержки, на пенитенциарную систему, поскольку мы за пять лет посадили за наркопреступления почти 600 тысяч человек. Они сидят сейчас и баланду за счет бюджета едят, не работают, не создают общественно полезный продукт», – заявил на встрече с журналистами Виктор Иванов.
Предполагается, что уполномоченными органами, которые будут распределять государственные деньги, станут региональные антинаркотические комиссии, которые войдут в вертикаль во главе с Государственным антинаркотическим комитетом – ГАК, возглавляемым лично Ивановым. На участие в программе и получение денежных средств от государства могут рассчитывать все легально зарегистрированные и действующие в России центры реабилитации, в том числе частные, лишь бы они соответствовали утвержденным стандартам. Проблема в том, что самих стандартов пока нет – их только предстоит разработать.
Между ФСКН и Минздравом нет также и общего понимания количества наркоманов в стране. Как заявили VM в ФСКН, более 12 млн россиян хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, а наркозависимостью страдают 8 млн человек. Главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн с этими оценками категорически не согласен. «Официальная статистика показывает 630 тысяч зарегистрированных наркоманов, – говорит он, – даже если учитывать латентный характер заболевания, число наркозависимых в России не превышает полутора миллионов человек. Все остальное – глупости».
Президент Национальной ассоциации реабилитационных центров и главный идеолог программы Юрий Крупнов поясняет, что в документе ФСКН речь идет не об официально больных наркоманией, а обо всех, кто регулярно или эпизодически употребляет наркотики. Он мечтает о создании единой всероссийской системы реабилитационных центров, работающих по единым стандартам, в которую могли бы войти до 500 учреждений по всей стране. Одна из предлагаемых схем финансирования услуг частных клиник – выдача специальных сертификатов на реабилитацию конкретного наркозависимого. По предъявлении сертификата центр будет получать плату – от 10 до 20 тысяч рублей. «К примеру, регионам будет в год выдаваться от 500 до 1000 сертификатов, которые они смогут выдавать наркозависимым, соглашающимся направляться в реабилитационные центры. А это от 10 до 20 млн рублей. Отсюда и набираются те миллиардные цифры, которые нужны для функционирования программы», – объясняет Крупнов.
В петербургском центре реабилитации «Мегаполис медэкспресс» в эту сумму уложиться не смогут, предупреждает программный директор клиники Василий Аккунзин. В «Мегаполисе» полуторамесячный курс реабилитации стоит 45–50 тысяч рублей. Большую часть денег «съедают» коммуналка, питание и работа психологов. «Выделяемых денег хватит для православного или общинного центра реабилитации, который располагается в пригороде, где есть приусадебное хозяйство, дома отапливаются дровами, а вода – в колодце», – полагает он. Но сама идея оказывать финансовую помощь центрам реабилитации кажется ему неплохой, «главное, чтобы не случилось, как у нас в России бывает, что сначала надо дать, а потом взять», – добавляет он.
Опасения, связанные с возможной коррупционной составляющей программы, выразил и Евгений Брюн. Директор реабилитационного центра «Страна Живых» из Тульской области Александр Соковиков подтвердил VM, что предлагаемой ФСКН суммы недостаточно для полноценной работы даже за пределами столицы: «У нас месячный курс стоит 30 тысяч рублей». Избранный мэр Екатеринбурга, основатель Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман полагает, что государство вообще взялось за проблему не с той стороны, потому что очень малое количество наркозависимых готовы пройти курс лечения добровольно. «Нам финансирования не надо, и так справляемся. На самом деле требуется безотлагательное принятие внятного закона о принудительном лечении и создание государственной системы реабилитационных центров – государственных наркологических клиник», – говорит он. Напомним, что в отношении сотрудников «Города без наркотиков» полицией Свердловской области возбуждено несколько уголовных дел о насильственном удержании наркоманов в реабилитационных центрах фонда.