15 Мая, 13:16

В осином яде нашли убивающий раковые клетки токсин

Анна Родионова
3 Сентября 2015, 16:39
Фото: www.nexplorer.ru

Яд ос вида Polybia paulista предложили использовать для лечения онкологических заболеваний: содержащийся в нем токсин MP1 способен воздействовать на раковые клетки, при этом не затрагивая здоровые.

MP1 взаимодействует с фосфолипидами, находящимися на поверхности раковых клеток. При взаимодействии токсин создает «дыры» в клеточной мембране, через которые из раковых клеток выходят необходимые для их жизнедеятельности вещества, сообщается в исследовании, опубликованном в научном журнале Biophysical Journal. «Терапия, основанная на атаке липидного состава клеточной оболочки, будет представлена абсолютно новым классом противораковых препаратов, – пояснил изданию PhysOrg соавтор исследования Пол Билс из Университета Лидса (Великобритания). – Это может быть полезно в разработке новой комбинированной терапии, когда несколько препаратов одновременно атакуют разные части раковых клеток».

MP1 действует против патогенных микроорганизмов, разрушая клеточную оболочку бактерий. Оказалось, что антимикробные пептиды перспективны и в защите людей от онкозаболеваний – в частности, они способны подавлять рост раковых клеток при злокачественных новообразованиях предстательной железы и мочевого пузыря, а также при лейкозе. Тем не менее до настоящего времени было не ясно, каким образом MP1 избирательно разрушает раковые клетки, не нанося вреда здоровым тканям организма.

По мнению авторов исследования, механизм действия MP1 может быть связан с различиями между мембранами раковых и здоровых клеток. Фосфолипиды под названием «фосфатидилсерин» (PS) и «фосфатидилэтаноламин» (PE) обычно расположены на внутренней поверхности клеточной мембраны здоровых клеток. Однако в раковых клетках PS и PE располагаются на внешней поверхности клеточной мембраны и таким образом контактируют с внешним окружением клетки.

В ходе работы ученые установили, что PS способен способствует связыванию MP1 с клеточной мембраной, а PE усиливает способность MP1 быстро разрушать клеточную оболочку.

«Образовавшиеся буквально за секунду, эти поры оказываются достаточно большими для того, чтобы через них могли пройти ключевые для клетки молекулы, такие как РНК и белки, – таким образом они могут с легкостью покинуть клетку, – отметил соавтор исследования João Ruggiero Neto из государственного университета Сан-Паулу. – Резкое увеличение проницаемости и размера отверстий в оболочке клеток, которое мы смоделировали, было удивительным».

В ходе дальнейших исследований ученые планируют изменить аминокислотную последовательность MP1, чтобы изучить, как структура пептида связана с его функциями. «Понимание механизма действия этого пептида поможет в дальнейшей оценке его потенциала для использования в медицине», – отметил Пол Билс.

Ранее другая группа исследователей из Великобритании разработала методику анализа мочи, которая поможет выявить онкологические болезни на ранней стадии.

Игорь Крылов возглавит фармхолдинг Александра Винокурова
Галина Зольникова назначена главой Минздрава Оренбургской области
В Орле предложили альтернативу беби-боксам
Минпромторг намерен ввести новые правила госзакупки одноразовых медизделий
12 Мая 2017, 19:57
«Росатом» планирует заняться фармпроизводством в Москве
12 Мая 2017, 13:44
Johnson&Johnson выплатит $110 млн по делу о канцерогенных присыпках

В США 62-летняя жительница штата Вирджиния Луис Слемп отсудила $110 млн у фармгиганта Johnson&Johnson. По словам истицы, которая больше 40 лет пользовалась продукцией J&J с содержанием талька, у нее развился рак яичников; впоследствии злокачественная опухоль дала метастазы в печень. Всего против Johnson&Johnson подано 2 400 исков по поводу присыпок с использованием талька.

5 Мая 2017, 17:29
ВОЗ поможет бедным странам получить лекарства от рака
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) намерена договориться с фармацевтическими компаниями о поставках воспроизведенных версий инновационных лекарств от рака (биосимиляров) в самые бедные страны мира. О запуске соответствующего пилотного проекта ВОЗ заявила в среду, 3 мая.
5 Мая 2017, 8:32
Онкопациентка потребовала с четырех клиник 12 млн рублей
Власти Кабардино-Балкарии решили не достраивать онкологический центр
28 Апреля 2017, 13:28
ФАС обвинила Novartis в завышении цены на онкопрепарат
20 Апреля 2017, 20:16
Boehringer Ingelheim увеличила продажи до 15,9 млрд евро в 2016 году
20 Апреля 2017, 7:02
В Свердловской области онколога осудили за мошенничество
19 Апреля 2017, 18:48
В РОНЦ расфомировано отделение оперативной маммологии
Как стало известно Vademecum, ученый совет РОНЦ в понедельник, 17 апреля, проголосовал за расформирование отделения оперативной маммологии, которое возглавляет доктор медицинских наук Сергей Портной.
17 Апреля 2017, 18:19
Анатолий Махсон рассказал о работе онкоклиники «Медси»
Бывший главврач Московской городской онкологической больницы №62 Анатолий Махсон рассказал, как планирует организовать работу онкологического кластера «Медси», который он согласился возглавить в апреле этого года. В кластер войдут стационар и шесть поликлиник, которые займутся всеми видами онкологической помощи, кроме нейроонкологии.
17 Апреля 2017, 17:59
Анатолий Махсон перешел на работу в «Медси»

Анатолий Махсон, ранее возглавлявший Московскую городскую онкологическую больницу №62 (МГОБ №62), перешел на работу в ГК «Медси», где будет развивать онкологическое направление.

13 Апреля 2017, 12:29
Пациентки попросили восстановить в должности завотделением РОНЦ
11 Апреля 2017, 18:17
В онкобольнице №62 сменился заведующий одного из отделений
В Московской городской онкологической больнице №62 сменился заведующий патологоанатомическим отделением. Возглавлявший подразделение президент Ассоциации онкопатологов Вячеслав Гриневич покинул этот пост. Руководить отделением будет Никита Савелов.
5 Апреля 2017, 13:39
Михаил Личиницер вернулся в РОНЦ
По данным Vademecum, заместителя директора РОНЦ им. Н.Н. Блохина по научной работе академика Михаила Личиницера, снятого с должности 21 марта, восстановили на работе.
5 Апреля 2017, 11:30