22 Июня, 4:15

В осином яде нашли убивающий раковые клетки токсин

Анна Родионова
3 Сентября 2015, 16:39
Фото: www.nexplorer.ru

Яд ос вида Polybia paulista предложили использовать для лечения онкологических заболеваний: содержащийся в нем токсин MP1 способен воздействовать на раковые клетки, при этом не затрагивая здоровые.

MP1 взаимодействует с фосфолипидами, находящимися на поверхности раковых клеток. При взаимодействии токсин создает «дыры» в клеточной мембране, через которые из раковых клеток выходят необходимые для их жизнедеятельности вещества, сообщается в исследовании, опубликованном в научном журнале Biophysical Journal. «Терапия, основанная на атаке липидного состава клеточной оболочки, будет представлена абсолютно новым классом противораковых препаратов, – пояснил изданию PhysOrg соавтор исследования Пол Билс из Университета Лидса (Великобритания). – Это может быть полезно в разработке новой комбинированной терапии, когда несколько препаратов одновременно атакуют разные части раковых клеток».

MP1 действует против патогенных микроорганизмов, разрушая клеточную оболочку бактерий. Оказалось, что антимикробные пептиды перспективны и в защите людей от онкозаболеваний – в частности, они способны подавлять рост раковых клеток при злокачественных новообразованиях предстательной железы и мочевого пузыря, а также при лейкозе. Тем не менее до настоящего времени было не ясно, каким образом MP1 избирательно разрушает раковые клетки, не нанося вреда здоровым тканям организма.

По мнению авторов исследования, механизм действия MP1 может быть связан с различиями между мембранами раковых и здоровых клеток. Фосфолипиды под названием «фосфатидилсерин» (PS) и «фосфатидилэтаноламин» (PE) обычно расположены на внутренней поверхности клеточной мембраны здоровых клеток. Однако в раковых клетках PS и PE располагаются на внешней поверхности клеточной мембраны и таким образом контактируют с внешним окружением клетки.

В ходе работы ученые установили, что PS способен способствует связыванию MP1 с клеточной мембраной, а PE усиливает способность MP1 быстро разрушать клеточную оболочку.

«Образовавшиеся буквально за секунду, эти поры оказываются достаточно большими для того, чтобы через них могли пройти ключевые для клетки молекулы, такие как РНК и белки, – таким образом они могут с легкостью покинуть клетку, – отметил соавтор исследования João Ruggiero Neto из государственного университета Сан-Паулу. – Резкое увеличение проницаемости и размера отверстий в оболочке клеток, которое мы смоделировали, было удивительным».

В ходе дальнейших исследований ученые планируют изменить аминокислотную последовательность MP1, чтобы изучить, как структура пептида связана с его функциями. «Понимание механизма действия этого пептида поможет в дальнейшей оценке его потенциала для использования в медицине», – отметил Пол Билс.

Ранее другая группа исследователей из Великобритании разработала методику анализа мочи, которая поможет выявить онкологические болезни на ранней стадии.

Вступил в силу новый порядок поступления в ординатуру
Основной владелец «ВСМПО-Ависмы» хочет купить пансионат в Геленджике
21 Июня 2017, 19:57
Казанская клиника, работавшая под видом центра Елены Малышевой, навязала клиентке кредит
21 Июня 2017, 19:29
Бывший топ-менеджер «Альфа-Банка» купил крупную исследовательскую организацию
21 Июня 2017, 18:34
Главврач Апатитско-Кировской больницы уволился после жалобы онкобольной Путину
20 Июня 2017, 20:31
Доля отечественных онкопрепаратов на российском рынке достигла 80%

Доля отечественных препаратов для лечения и профилактики онкологических заболеваний на российском рынке за три года достигла 75–80%, сообщил главный внештатный онколог Минздрава РФ, директор Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина Михаил Давыдов.

15 Июня 2017, 7:27
Национальную онкопрограмму доработают к осени 2017 года
Ассоциация онкологов России планирует доработать и направить в Минздрав проект Национальной онкологической программы к осени 2017 года, сообщил директор РОНЦ им. Н.Н. Блохина Михаил Давыдов на IX съезде онкологов в Уфе.
14 Июня 2017, 12:22
Японский холдинг инвестирует в технологию ранней диагностики рака
Японский холдинг Dentsu через венчурный фонд Dentsu Ventures инвестировал в американскую компанию Grail, занимающуюся развитием технологий жидкостной биопсии для диагностики онкологических заболеваний на ранних стадиях. Объем инвестиций в  Dentsu не раскрывают, но обещают стартапу выход на японский рынок.
13 Июня 2017, 18:24
Онкологическими заболеваниями страдают 278 тысяч москвичей

Около 278 тысяч москвичей страдают онкологическими заболеваниями. Ежегодно этот показатель увеличивается на 40–45 тысяч человек, сообщил  в ходе заседании президиума правительства Москвы руководитель Департамента здравоохранения столицы Алексей Хрипун.

9 Июня 2017, 7:22
Онколог из Петербурга выиграла премию Американского общества клинической онкологии
7 Июня 2017, 19:45
Исследователи онкодиагностики Grail и Cirina объявили о слиянии
2 Июня 2017, 8:28
Российские онкологи нашли новый прогностический маркер для сарком
31 Мая 2017, 19:37
«Русфонд» выиграл суд против семьи Жанны Фриске
19 Мая 2017, 22:03
В Москве появится центр поддержки женщин с раком молочной железы
19 Мая 2017, 20:17
«Росатом» планирует заняться фармпроизводством в Москве
12 Мая 2017, 13:44
Johnson&Johnson выплатит $110 млн по делу о канцерогенных присыпках

В США 62-летняя жительница штата Вирджиния Луис Слемп отсудила $110 млн у фармгиганта Johnson&Johnson. По словам истицы, которая больше 40 лет пользовалась продукцией J&J с содержанием талька, у нее развился рак яичников; впоследствии злокачественная опухоль дала метастазы в печень. Всего против Johnson&Johnson подано 2 400 исков по поводу присыпок с использованием талька.

5 Мая 2017, 17:29
ВОЗ поможет бедным странам получить лекарства от рака
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) намерена договориться с фармацевтическими компаниями о поставках воспроизведенных версий инновационных лекарств от рака (биосимиляров) в самые бедные страны мира. О запуске соответствующего пилотного проекта ВОЗ заявила в среду, 3 мая.
5 Мая 2017, 8:32