17 Января, 13:35

В осином яде нашли убивающий раковые клетки токсин

Анна Родионова
3 Сентября 2015, 16:39
Фото: www.nexplorer.ru

Яд ос вида Polybia paulista предложили использовать для лечения онкологических заболеваний: содержащийся в нем токсин MP1 способен воздействовать на раковые клетки, при этом не затрагивая здоровые.

MP1 взаимодействует с фосфолипидами, находящимися на поверхности раковых клеток. При взаимодействии токсин создает «дыры» в клеточной мембране, через которые из раковых клеток выходят необходимые для их жизнедеятельности вещества, сообщается в исследовании, опубликованном в научном журнале Biophysical Journal. «Терапия, основанная на атаке липидного состава клеточной оболочки, будет представлена абсолютно новым классом противораковых препаратов, – пояснил изданию PhysOrg соавтор исследования Пол Билс из Университета Лидса (Великобритания). – Это может быть полезно в разработке новой комбинированной терапии, когда несколько препаратов одновременно атакуют разные части раковых клеток».

MP1 действует против патогенных микроорганизмов, разрушая клеточную оболочку бактерий. Оказалось, что антимикробные пептиды перспективны и в защите людей от онкозаболеваний – в частности, они способны подавлять рост раковых клеток при злокачественных новообразованиях предстательной железы и мочевого пузыря, а также при лейкозе. Тем не менее до настоящего времени было не ясно, каким образом MP1 избирательно разрушает раковые клетки, не нанося вреда здоровым тканям организма.

По мнению авторов исследования, механизм действия MP1 может быть связан с различиями между мембранами раковых и здоровых клеток. Фосфолипиды под названием «фосфатидилсерин» (PS) и «фосфатидилэтаноламин» (PE) обычно расположены на внутренней поверхности клеточной мембраны здоровых клеток. Однако в раковых клетках PS и PE располагаются на внешней поверхности клеточной мембраны и таким образом контактируют с внешним окружением клетки.

В ходе работы ученые установили, что PS способен способствует связыванию MP1 с клеточной мембраной, а PE усиливает способность MP1 быстро разрушать клеточную оболочку.

«Образовавшиеся буквально за секунду, эти поры оказываются достаточно большими для того, чтобы через них могли пройти ключевые для клетки молекулы, такие как РНК и белки, – таким образом они могут с легкостью покинуть клетку, – отметил соавтор исследования João Ruggiero Neto из государственного университета Сан-Паулу. – Резкое увеличение проницаемости и размера отверстий в оболочке клеток, которое мы смоделировали, было удивительным».

В ходе дальнейших исследований ученые планируют изменить аминокислотную последовательность MP1, чтобы изучить, как структура пептида связана с его функциями. «Понимание механизма действия этого пептида поможет в дальнейшей оценке его потенциала для использования в медицине», – отметил Пол Билс.

Ранее другая группа исследователей из Великобритании разработала методику анализа мочи, которая поможет выявить онкологические болезни на ранней стадии.

Алтайская компания вложит 500 млн рублей в реабилитационный центр
Гузель Улумбекова: Минздрав уходит от ответственности за здоровье россиян
Минтруд намерен заставить безработных платить взносы в фонд ОМС
Минздрав: диспансеризация будет более индивидуальной
МИБС и Unim объявили о сотрудничестве
МИБС, объединяющий 90 центров МРТ и КТ и клинику радиохирургии, стереотаксической радиотерапии и общей онкологии, начал сотрудничать с компанией Unim, специализирующейся на морфологических и генетических исследованиях.
11 Января 2017, 16:23
Ipsen купит активы Merrimack за $1 млрд
Французская фармацевтическая компания Ipsen объявила о готовности приобрести активы американской биофармацевтической компании Merrimack Pharmaceuticals, в том числе препарат от рака поджелудочной железы Onivyde. Сумма сделки может превысить $1 млрд.
9 Января 2017, 14:16
Кто поставлял онкопрепараты в 62-ю больницу и Департамент здравоохранения
О каком «фантастическом» лекарстве от рака говорила министр Скворцова
Первый отечественный таргетный онкопрепарат пока на ранней стадии разработки
Скворцова: начались исследования первого отечественного таргетного онкопрепарата

Первый отечественный таргетный онкологический препарат PD-1 показал «фантастические» результаты в терапии рака кожи (метастазирующих меланом), сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова в интервью телеканалу «Россия 24».

28 Декабря 2016, 14:56
В Новосибирске построят клинику бор-нейтронозахватной терапии
26 Декабря 2016, 15:36
В скандальной больнице №62 снова сменился главврач
В понедельник, 26 декабря, сотрудникам Московской городской онкологической больницы (МГОБ) №62 представили нового главврача учреждения – им стал Дмитрий Каннер, до этого занимавший должность заведующего хирургическим отделением №5 той же больницы. Это назначение стало неожиданностью, поскольку несколькими днями ранее и. о. главного врача вместо занимавшего много лет эту должность Анатолия Махсона был назначен Павел Кононец.
26 Декабря 2016, 12:45
Смертность от рака в Японии сократилась на 16%

Смертность от рака в Японии с 2005 по 2015 год сократилась почти на 16%, следует из отчета Национального онкологического центра страны.

22 Декабря 2016, 7:29
Михаила Давыдова-младшего сняли с должности главы НИИ онкологии
Михаил Давыдов – сын главы РОНЦ им. Н.Н. Блохина Михаила Давыдова – приказом Минздрава во вторник, 20 декабря, снят с должности директора НИИ клинической онкологии, главного структурного подразделения РОНЦ.
20 Декабря 2016, 15:18