ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
27 Марта, 3:10
27 Марта, 3:10
57,42 руб
61,86 руб

В ФФОМС неверующие

Анна Родионова
9 Сентября 2014, 13:18
2380
Чиновники хотят лечить бюджеты здравоохранения деньгами страхователей

В попытках предотвратить финансовый коллапс в отрасли Минздрав решился на отчаянную меру: предложил правительству изменить фискальную политику. В середине августа в ведомстве разработали и вынесли на общественное обсуждение поправки в федеральный закон №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС». Довольно бесхитростная идея увеличения базы исчисления сборов с работодателей, по мнению экспертов, особой пользы здравоохранению не принесет, а вот усугубить дефицит бюджета ФФОМС, напротив, вполне способна.

Сейчас работодатели отчисляют в ФФОМС страховые взносы по тарифу 5,1% со всех выплат, суммарный объем которых состав­ляет не более 624 тысяч рублей на одного сотрудника в год. На вознаграждения свыше этой суммы страховые обремене­ния не распространяются. Кроме того, из базы расчета исключены специально оговоренные тем же 212‑ФЗ статьи дохода: например, государственные пособия, сум­мы отдельных компенсационных выплат и другие, поясняет эксперт «Консультант Плюс» Анна Кудинова. Таким образом, максимальный размер страховых взносов в ФФОМС на одного работника в 2014 году составляет 31 824 рубля.

Предельная сумма для начисления сборов ежегодно пересматривается правительством: на 2015 год лимит пока не утвержден, но по предварительным планам составит 678 тысяч рублей, а на 2016‑й – 740 тысяч рублей.

Разработанный Минздравом законопро­ект подразумевает упразднение этих ли­митов: с 2016 года начисления страховых взносов предлагается проводить «со всех без ограничения сумм выплат и иных воз­награждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год». В сопровождающей законопроект пояс­нительной записке незатейливый метод умножения бюджета ФФОМС назван гарантией выполнения поставленных перед фондом задач, «прежде всего свя­занных с новым механизмом финансо­вого обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и повышением размера заработной платы медицинских работников». Как посчитали инициаторы поправок, реализация их безлимитно­го плана обеспечит «сбалансированность и исключит возможные риски дефицита бюджета ФФОМС», добавив фонду в 2016 году 187,3 млрд, а в 2017‑м – 203,4 млрд рублей.

Срок, отпущенный на обсуждение до­кумента, истек 29 августа. Предложений от общественности законопроект так и не собрал – скорее всего, потому, что все гражданские активные представители от­расли по проблеме недофинансирования здравоохранения уже давно, и в основном – непечатно, высказались.

Эксперты критикуют инициативу концептуально и по фрагментам. Наи­более резок в оценке законотворческой и практической деятельности Минздрава завотделом экономических исследова­ний Национального НИИ обществен­ного здоровья Александр Линденбратен: «У нас общий дефицит финансирования в здравоохранении, а, значит, и в системе ОМС, которая является лишь механиз­мом финансирования. Действующая в качестве механизма финансирования здравоохранения модель ОМС экономи­чески не очень корректна, что особенно сказывается при общем дефиците средств. Таким образом, правильнее поменять модель, чем пытаться любыми способами поддерживать ее существование».

По мнению директора института эко­номики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, лукавство заключено уже в целеполагании: «В действительно­сти деньги просят не на ВМП, а на дефи­цит программы госгарантий, где средств тотально не хватает».

Есть у Попович претензия и к прямоли­нейности механизма дофинансирования ФФОМС: повышением базы страховых сборов власть добьется только ухода части работодателей в тень. Впрочем, и фискальные трудности – полбеды. «Менять нужно не только объем денег, но и порядок их направления, расхо­дования, равно как и порядок участия граждан в системе», – настаивает Лариса Попович. По ее мнению, порог базы на­числения страховых взносов был введен потому, что считалось, будто все состо­ятельные россияне покупают полисы ДМС. «Но система ОМС улучшилась, и ее услугами теперь пользуются не только бедные слои населения, – развивает этот тезис Попович. – Правильно было бы снять ограничения и наладить систему всеобщего участия в оплате медпомощи».

Тут же эксперт вспоминает о пользую­щихся системой ОМС трудоспособных и работающих гражданах, уклоняющихся от уплаты налогов, – по официальным данным на апрель 2013 года, таковых в стране насчитывалось около 38 млн че­ловек. Предыдущая версия закона «Об ОМС», уточняет Лариса Попович, обязывала работодателя формировать списки застрахованных сотрудни­ков, за которых отчисляются взносы в ФФОМС, а сейчас подобных данных нет: «Эту систему нужно восстанавливать и упорядочивать, чтобы в ОМС были только те, за кого заплатили взносы».

Заместитель директора ИМЭМО Евгений Гонтмахер называет поправки в ФЗ №212 «сиюминутным» решением. «Возможно, это позволит на ближайшие пару лет собрать несколько десятков миллиар­дов рублей, – размышляет академик. – Но у нас так и не проведена реформа, не выбрана национальная модель здраво­охранения. Существует несколько типов подобных систем – с упором на ОМС, на бюджетное финансирование, на плат­ное страхование, есть схемы, сочетающие эти элементы. Модель, прежде чем население почувствует ее эффективность, обкатывается десятилетиями. Но у нас эта работа так и не была произведена».

ффомс
Поделиться в соц.сетях
Важнейшие новости прошедшей недели
25 Марта 2017, 12:43
Объeм коммерческого рынка лекарств в феврале снизился на на 5,7%
24 Марта 2017, 19:12
Медведев остался доволен успехами российской фармпромышленности
24 Марта 2017, 18:27
Минэкономики предложило расширить функционал системы по контролю за закупками лекарств
24 Марта 2017, 17:07
РАНХиГС: здравоохранение стало «болевой точкой» в 2016 году
Такая оценка содержится в докладе «Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения», подготовленном экспертами Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ). Согласно отчету, в минувшем году 53 региона РФ были вынуждены уменьшить расходы на здравоохранение (против 20 регионов годом ранее). В среднем расходы консолидированных бюджетов регионов на здравоохранение в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократились на 5,5%, а без учета Москвы – на 7,4%.
17 Марта 2017, 10:10
Почему началась и к чему приведет консолидация рынка ОМС
1321
За повторный вызов «скорой» врачей могут лишить выплат
29 Декабря 2016, 17:01
Главврача смоленского онкодиспансера уволили за долги
Однако это не решает проблему недофинансирования регионального здравоохранения
2889
Программа строительства перинатальных центров продлена на 2017 год

В четверг, 22 декабря, Совет Федерации одобрил поправки в ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании», продлевающие срок сдачи в эксплуатацию  перинатальных центров. Профильная программа общей стоимостью более 50 млрд рублей должна была завершиться в 2016 году, однако не все регионы успели выполнить эту задачу.

22 Декабря 2016, 15:13
509
Фонд ОМС: доклад Счетной палаты не соответствует действительности
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) назвал доклад Счетной палаты, в котором аудиторы подсчитали, что страховые организации за «посредническую деятельность» получили не менее 30 млрд рублей, не соответствующим действительности.
20 Декабря 2016, 11:06
484
Расходы на ОМС за три года выросли на 42%
Подушевые расходы на базовую программу ОМС за три года выросли на 42%. По мнению главы Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко, этого достаточно, чтобы обеспечить качество оказываемой населению медпомощи.
6 Декабря 2016, 8:00
Более 3 тысяч страховых поверенных готовы к работе
5 Декабря 2016, 20:28
Как страховщики видят медицинскую модель страхования в России
522
Из системы ОМС «удалили» 63 тысячи военнослужащих
28 Ноября 2016, 19:12
Разработаны критерии лишения полиса ОМС в России
25 Ноября 2016, 21:09
ФАС консолидирует жалобы клиник на работу в системе ОМС

По словам начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева, в Федеральном фонде ОМС и Минздраве расценивают проблемы клиник – участников системы ОМС как точечные, зависящие исключительно от местных властей и терфондов. Поэтому ФАС призывает клиники направлять ей жалобы и запросы о существующих барьерах и трудностях участия в программе госгарантий.

18 Ноября 2016, 18:48
1301
Яндекс.Метрика