ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
19 Января, 19:29
19 Января, 19:29
59,18 руб
63,23 руб

Следуя патенту, исходя из data

Марина Савченкова
6 Июня 2013, 13:08
3851
Фото: www.avantlaw.net
В США правообладатели инновационных препаратов пользуются двумя независимыми друг от друга инструментами защиты. Во-первых, это патенты, выдаваемые Бюро по регистрации патентов и торговых марок (U.S. Patent and Trademark Office, USPTO). Во-вторых, права на эксклюзивность данных (data exclusivity), получаемые от Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (Food and Drug Administration, FDA).

Патент на лекарственный препарат действует в течение 20 лет с момента подачи заявки в USPTO и защищает его химический состав, способ применения (например, для лечения артериальной гипертензии), лекарственную форму (например, капсулы или таблетки) или способ получения. Чтобы изобретение было запатентовано, оно должно соответствовать таким критериям патентоспособности, как новизна (novelty), неочевидность (non-obviousness) и полезность (usefulness).

В 1980 году Верховный суд США смягчил требования к полезности изобретений, постановив, что инновации могут считаться таковыми, если они не имеют практического применения сейчас, но могут быть использованы для дальнейших научных изысканий (это, например, позволило патентовать гены). В 1982 году был создан специальный суд (Court of Appeals for the Federal Circuit), на который была возложена задача рассматривать апелляции на отказ в выдаче патентов.

Эксклюзивность данных начинает действовать после того, как FDA одобрит препарат. Как правило, это происходит через много лет после того, как начала действовать патентная защита. Срок действия права эксклюзивности данных для инновационных препаратов составляет пять лет. Во время действия права эксклюзивности данных дженериковым производителям запрещено в целях регистрации ссылаться на данные доклинических и клинических исследований оригинальных препаратов. Теоретически, дженериковая компания может вывести на рынок свой препарат и до истечения срока действия патента, проведя собственные клинические исследования. Однако это маловероятно - стоимость КИ делает затею нерентабельной.

Право эксклюзивности данных было введено в США в 1984 году особым документом – Drug Price Competition and Patent Term Restoration Act, более известным как Hatch-Waxman Act. Задача акта была в том, чтобы обеспечить баланс интересов Big Pharma и дженериковых производителей. В интересах последних Hatch-Waxman Act отменил полноценные КИ дженериков, заменив их исследованиями биоэквивалентности. Благодаря этому доля аналоговых препаратов на рынке увеличилась с 20% в 1984 году до 50% в 2002 году. Что касается пятилетней эксклюзивности данных, то она была введена для того, чтобы компенсировать Big Pharmа увеличившиеся сроки разработки препаратов и рассмотреть регистрационные досье в FDA.

В то же время HatchWaxman Act ввел две нормы, которые впоследствии, по данным Федеральной торговой комиссии США, создали условия для задержки вывода дженериков на рынок (Federal Trade Comission, Generic drug entry prior to patent expiration, 2002).

Первая норма гласит, что FDA обязан на 30 месяцев приостановить одобрение заявки на регистрацию дженерика в том случае, если оригинатор подал иск в суд в течение 45 дней после получения уведомления от дженерикового производителя о том, что патент, защищающий препарат, недействителен или небудет нарушен. FDA может зарегистрировать дженерик при наступлении первого из трех условий – истечения патента, истечения 30-месячного срока, или вынесения судом решения о недействительности патента или отсутствии нарушений. Инновационные компании должны вносить в так называемую Orange Book информацию о патентах, имеющих отношение к препарату, его лекарственной форме и одобренным показаниям к применению. Как отмечают эксперты, USPTO склонно скорее одобрять, чем отклонять патентные заявки. Как следствие, патенты, зарегистрированные в Orange Book, часто не только не отвечают критериям полезности, новизны и неочевидности, но и не имеют отношения к самому препарату и одобренным показаниям. Дженериковые компании часто становятся ответчиками по делам о нарушении именно таких патентов.

Исторически 30 месяцев приблизительно соответствовали сроку, который требовался суду на рассмотрение дела, а FDA – на рассмотрение заявки на регистрацию дженерика. Однако в будущем из-за увеличения числа спорных патентов сроки рассмотрения дел в судах могут увеличиться и превысить 30 месяцев.

Как отмечает Федеральная торговая комиссия, до 1998 года только в одном случае из девяти инновационная компания заявила о нарушении трех патентов. С 1998 года о нарушении трех и более патентов говорилось уже в пяти случаях из восьми. Это имеет значение, потому что в большинстве спорных ситуаций, чтобы вывести препарат на рынок, дженериковые компании предпочитают ждать решения суда, а не истечения 30-месячного срока. Кроме того, инновационные компании имеют право регистрировать дополнительные патенты уже после того, как дженериковый производитель подал заявку в FDA. Регистрация каждого последующего патента в Orange Book и иск к производителю дженерика о его нарушении запускают еще один 30-месячный срок. По данным Федеральной торговой комиссии, c 1992-го по 2000 год инновационные компании регистрировали дополнительные патенты после подачи заявки на дженерик в восьми случаях. Эти восемь препаратов после истечения 30 месяцев дополнительно ждали одобрения FDA еще от четырех до 40 месяцев. Впоследствии в четырех случаях решением суда дополнительные патенты были признаны либо недействительными, либо ненарушенными. Востальных четырех случаях корректность внесения патентов в Orange Book остается под вопросом. Однако у дженериковых компаний нет права оспорить в суде правомерность регистрации патентов в Orange Book, а у FDA, как заявляло само управление, – ресурсов и экспертизы, чтобы проверять это.

С точки зрения Федеральной торговой комиссии, механизм автоматической остановки регистрации на 30 месяцев сам по себе не создает препятствий для вывода дженериков на рынок – проблему представляет право инновационных компаний регистрировать дополнительные патенты после подачи заявки на одобрение дженерика, подавать последующие иски к дженериковым производителям и таким образом запускать дополнительные 30-месячные сроки. Вторая норма касается права на 180-дневную эксклюзивность на рынке для дженериковой компании, первой оспорившей патент на инновационный препарат и подавшей заявку в FDA. Отсчет 180 дней ведется либо с даты выхода дженерика на рынок, либо с даты решения суда о признании патента недействительным или ненарушенным, в зависимости от того, что произойдет быстрее. По данным Федеральной торговой комиссии, в 75% случаев претензии дженериковых компаний к патентам, зарегистрированным в Orange Book, были обоснованными, и они выигрывали дела. Кроме того, как уже отмечалось выше, компании предпочитают ждать решение суда. Однако, по мнению Федеральной торговой комиссии, сама по себе 180-дневная эксклюзивность не препятствует дженериковой конкуренции. По данным комиссии, если инновационная компания не преследует в судебном порядке производителя первого дженерика, то он выходит на рынок сразу же после истечения срока действия патента. После этого запускается 180-дневный срок, и по его истечении FDA дает зеленый свет остальным дженерикам.

С точки зрения антимонопольного законодательства, проблематичными представляются соглашения (settlements) между оригинаторами и производителями первых дженериков. В частности, из 20 соглашений 14 потенциально могли отложить выход на рынок первого, а значит, и всех остальных дженериков, поскольку FDA не имеет права регистрировать остальные дженерики, пока не истечет полугодовой срок рыночной эксклюзивности для первого. 

фармацевтическое производство, патентный обвал, fda
Источник Vademecum №3, 2013
Поделиться в соц.сетях
Медучреждениям могут разрешить закупки у одного поставщика на 400 тысяч рублей
Сегодня, 18:00
Минфин не поддержал антитабачную концепцию Минздрава
Сегодня, 17:13
Число клиентов частных больниц вырастет в 2017 году
Сегодня, 16:59
ФАС оштрафует «36,6» за использование слов депутата в рекламе
Сегодня, 15:19
В США одобрен первый дженерик популярного лекарства от нарколепсии
Сегодня, 11:11
Bayer пообещала инвестировать $8 млрд в расширение мощностей в США
18 Января 2017, 11:43
Копейская фармфабрика погасила все долги
17 Января 2017, 16:42
Суд продлил аресты фигурантам дела о растрате средств «Роснано»

Басманный суд Москвы продлил сроки ареста и содержания под стражей трем фигурантам дела о присвоении 1 млрд рублей, выделенных госкорпорацией «Роснано» компании «НТфарма» на строительство фармзавода в Ярославской области. Об этом сообщила пресс-секретарь суда Москвы Юнона Царева.

12 Января 2017, 19:16
Капитализация крупных фармкомпаний снизилась на $24,6 млрд за 20 минут
Акции крупнейших фармацевтических компаний мира подешевели после заявления избранного президента США Дональда Трампа о необходимости снижения цен на лекарства. 
12 Января 2017, 17:39
11283
Фармкомпании потратили на рекламу 20 лекарств в США $2,2 млрд
Продвижение 20 популярных брендов лекарств на американском телевидении обошлось фармкомпаниям в $2,2 млрд в 2016 году. Расходы на телевизионную рекламу девяти препаратов, по оценкам аналитического портала iSpot.tv, превысили $100 млн.
11 Января 2017, 16:46
Novartis заплатит до $1 млрд за лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний
Швейцарская фармацевтическая компания Novartis договорилась с американской Ionis Pharmaceuticals и ее дочерней компанией Akcea Therapeutics о приобретении прав на два экспериментальных препарата для лечения сердечно-сосудистых заболеваний новым методом антисмысловой терапии (antisense therapy). Если все пойдет, как запланировано, общая сумма сделки c учетом всех выплат может достичь $1 млрд, пишет Reuters.


10 Января 2017, 9:06
Иран и Азербайджан вложат свыше $20 млн в новый фармзавод

Инвестиции в первый этап строительства азербайджано-иранского фармацевтического завода составят $20,5 млн, заявил министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев.

10 Января 2017, 8:05
В Узбекистане создадут четыре фармкластера

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев издал указ о создании на территории республики четырех фармацевтических индустриальных зон (ФИЗ): «Бойсун-фарм», «Бостонлик-фарм», «Заамин-фарм» и «Сырдарья-фарм». Соответствующий документ опубликован на портале нормативно-правовых актов Узбекистана, сейчас он находится на стадии обсуждения. 

9 Января 2017, 19:52
ФАС обязала Минздрав не препятствовать деятельности фармкомпаний
9 Января 2017, 14:03
ФАС установила правила определения взаимозаменяемости лекарств
23 Декабря 2016, 9:03
«Форт» и Serum Institute of India займутся разработкой вакцин
22 Декабря 2016, 16:46
Novartis расширяется в США
На этой неделе швейцарская фармацевтическая компания Novartis приобрела техасскую Encore Vision Inc, специализирующуюся на лечении дальнозоркости, а также заключила лицензионное соглашение с американской биотехнологической компанией Conatus Pharmaceuticals, которая занимается разработкой новых препаратов от заболеваний печени.
22 Декабря 2016, 8:02
Акции MSD могут упасть в 2017 году на 20%

Аналитик американской аналитической компании Jefferies Джеффри Холфорд прогнозирует падение в 2018 году стоимости акций фармацевтической компании MSD до $48. На момент закрытия торгов 20 декабря стоимость акций компании составляла %60,5, таким образом Холфорд предсказывает падение на 23%. Об этом сообщает Investor's Business Daily.

21 Декабря 2016, 7:22
«Биокад» вложит 3 млрд рублей в завод в Санкт-Петербурге
20 Декабря 2016, 15:07
В США крупные фармкомпании могут обвинить в ценовом сговоре

Министерство юстиции США выдвинуло обвинение против бывшего гендиректора фармкомпании Hermitage Pharmaceutical Inc Джеффри Глейзера и бывшего президента компании Джейсона Малека, которые подозреваются в сговоре с другими производителями лекарств для поддержания завышенных цен на антибиотики и препараты от диабета, сообщает агентство Bloomberg. Компания Hermitage относительно небольшая, однако показания ее топ-менеджеров могут вовлечь в орбиту расследования значительно более крупные фирмы. 

16 Декабря 2016, 7:08
Яндекс.Метрика