ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
27 Июня, 20:25
27 Июня, 20:25
59,00 руб
66,08 руб

Прошивка резидента

Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Марина Кругликова
20 Октября 2014, 18:48
5405
Рынок косметологических инъекций скреплен «серыми» нитями
Поставщиков косметологических инъекций Росздравнадзор впервые удостоил деятельным вниманием в конце прошлого года – в службу поступила информация об обращении на рынке 17 незарегистрированных номенклатурных позиций сегмента мезонитей. Так сейчас в России принято называть медизделия (МИ) для омолаживающих процедур: встроенные в иглу нити из полидиоксанона (ПДО). Регулятор, который последние три года только грозился заняться препаратами и МИ для эстетической медицины, в 2013‑м развил в отноше­нии профильных дистрибьюторов и клиник ощутимую надзорную активность. А в 2014 году в сегмент вслед за контролерами потянулись и правоохранительные структуры. Впрочем, пока действия регулятора никого особо не напугали – «теневики» по‑прежнему открыто продают незарегистрированную продукцию, выступают на отраслевых мероприятиях и ведут конкурентную борьбу с легальным сектором.

По словам научного руководителя компании Mesoproff Ольги Селяниной, бренд Derli явля­ется запатентованным товарным знаком, при­надлежащим ее компании, под которым сейчас развивается целый ассортимент разнообразной продукции, от косметических марок до нитей из ПДО в разных вариациях: «Я придумала это название, опираясь на фразу «дермальный лиф­тинг». Этот бренд был зарегистрирован в Корее, и сейчас заказано производство так называемых мезонитей в Сеуле на одном из крупнейших заво­дов Dong Bang. Это единственный бренд нитей, который выпускается на заводе‑родоначальнике, а не на его дочерних предприятиях», – рассказы­вает Селянина.

В России Derli пока официально не зарегистри­рованы, что не помешало этим нитям не только стать узнаваемым экспонатом косметологических выставок, но и обращаться на рынке. Растущую популярность Derli в сегменте омолаживающих продуктов из ПДО не остановили ни предупреж­дения Росздравнадзора, ни проверки полицей­ских. Как такое возможно?

В марте 2014 года сотрудники ГУВД Москвы провели контрольную закупку товара в офисе Mesoproff на улице Красина в Москве. Этой поли­цейской операции был посвящен сюжет телепро­граммы «Петровка, 38» на ТВЦ: на складе компа­нии, как заметили авторы репортажа, обнаружены «иглы и нити для мезотерапии, которые не прошли необходимых экспертиз, не имели сертификата ка­чества, а значит, были опасны для здоровья». Опе­ративники изъяли изделия, отправили их на иссле­дование и упоминали в телевизионном интервью о возможности возбуждения уголовного дела.

В ГУВД Москвы на запрос VM о текущем статусе дела Mesoproff не ответили. А Ольга Селянина утверждает, что оперативники передали материа­лы проведения сбора информации в прокуратуру, на что она ответила отказом даже в возбуждении дела об административном правонарушении. «На складе имелись так называемые мезонити различных брендов, практически всех, которые обращаются на рынке России и в самой Южной Корее, поскольку я как президент некоммерческо­го партнерства «Общество врачей‑мезотерапевтов» имею право проводить любые исследования на соответствующем материале, – поясняет Ольга Селянина. – Этим я и занимаюсь, и провожу исследования материала из полидиоксанона, за­ключенного в иглу‑носитель, или мезонитей, в том числе и собственного бренда Derli, на крысах».

Менеджеры по продажам Mesoproff, тем време­нем, об исследованиях и крысах не знают, зато бойко предлагают продукты широкой ассорти­ментной линейки Derli – от стандартных гладких нитей по 180 рублей до модифицированных, с на­сечками, по 1 400 рублей – и готовятся к презен­тации бренда на отраслевых выставках.

Участники косметологического рынка признают, что участившиеся контрольные мероприятия осо­бо не повлияли на динамику развития сегмента мезонитей. Дистрибьюторы незарегистрирован­ных продуктов из ПДО продолжают проявлять активность на рынке, задействуя все каналы продаж – от интернет‑магазинов до профильных ивентов. «После надзорных мероприятий прошед­шего года из сегмента мезонитей ушли разве что небольшие дилеры, а все уже успевшие сфор­мироваться крупные игроки, реализующие как зарегистрированную, так и нелегально ввезенную в Россию корейскую продукцию, остались на пла­ву, почти ничего в своей деятельности не поме­няв», – констатирует руководитель одной из дис­трибьюторских косметологических компаний.

«ПЯТЕРКА» С НАТЯЖКОЙ

Мезонити пришли на российский рынок всего два года назад из Кореи (подробнее об этом «ните­вом прорыве» – в материале «Шить стало весе­лее») и сразу стали хитом инъекционной космето­логии, сформировав здесь отдельную динамично растущую нишу. Отечественных поставщиков, а главное – косметологов привлекала простота использования и низкая стоимость продукта. Принцип действия МИ – шомпольный: под кожу вводится игла со встроенной в нее нитью, которая после изъятия иглы остается на месте, а потом в течение шести–восьми месяцев и вовсе расса­сывается. Такая процедура, по уверению врачей, должна давать лифтинговый эффект и коррекцию каркаса лица. Низкая себестоимость продукта, выполненного на основе шовного материала – полидиоксанона, позволяет держать цену на про­цедуры в два‑три раза ниже, чем на инъекции биоревитализантов, филлеров и других традици­онных средств эстетической медицины.

Россию накрыло волной легальных и контра­фактных полидиоксаноновых нитевых продуктов. «Это был «косметологический Чингисхан». Всего в страну попало около 15 брендов нитей, и уже в первый год импортировано 1,7 млн единиц та­кой продукции. Если учесть, что на одну омола­живающую процедуру уходит в среднем 20 нитей, то косметологи сделали около 800 тысяч нитевых инъекций, что почти в полтора раза больше числа манипуляций, проведенных с применением ботулотоксинов», – подсчитывает глава россий­ского представительства Merz Aesthetics Алексей Терехов.

Мезонити сразу показали себя как самый «серый» сегмент и так не отличающегося прозрачностью рынка косметологии. Компании, которые офици­ально зарегистрировали ввозимую в РФ продук­цию, можно пересчитать по пальцам.

Первым легальным игроком и одним из идео­логов сегмента мезонитей в России считается дистрибьюторская компания «Бьюти Эксперт», зарегистрировавшая в 2012 году нити Lead Fine Lift корейского производителя Medifirst. «В Корее изделие, которое мы тогда привезли, называлось просто «нити из полидиоксанона», – вспоминает руководитель отдела развития «Бьюти Экспер­та» Дмитрий Калугин. – Как продвигать продукт с таким названием в России? После многочислен­ных мозговых штурмов основательница компании Наталья Новикова вместе с нашими врачами придумала маркетинговое название «мезонити». По словам Калугина, именно компания «Бьюти Эксперт» начала адаптировать азиатские техно­логии установки нитей к европейскому типу лица и укоренять на отечественном рынке «нитевые» методики и терминологию – например, заре­гистрировав в Роспатенте способ подтяжки под названием «тредлифтинг».

В том же 2012 году еще одну марку мезонитей – Beaute‘ lift V Line – зарегистрировали в России владельцы московской сети клиник косметологии и пластической хирургии Beauty Trend.

Обратили внимание на новинку и ведущие игроки сегмента филлеров. Компания «Мезо‑эксперт» (входит в одну группу с крупным игроком секто­ра, эксклюзивным поставщиком филлера Тео­сиаль, компанией «Академия научной красоты») начала переговоры с корейским заводом HyunDae MediTech о выводе на отечественный рынок нитей Reandne. Группа дистрибьюторов не пожа­лела усилий и времени на регистрацию изделия: понадобилось больше года, чтобы продукт начал поставляться в Россию легально.

Помимо солидных профильных игроков, в сегмент мезонитей потянулись более скромные региональ­ные компании и представители смежных секторов. Корейские нити Tightening Thread зарегистрирова­ла, например, новосибирский косметолог, тренер новосибирской дистрибьюторской компании «Ла Вита» Светлана Дудина. Легитимность продаж – ее принципиальная, выстраданная позиция.

«Я сама жертва незарегистрированного филлера, – признается предпринимательница. – 10 лет назад, когда я еще работала моделью на косметологиче­ских выставках, мне поставили контрафакт, и по­следствия оказались очень печальные – изделие вызывало отек на губах. Поэтому как дистрибью­тор я решила работать только легально». Почти од­новременно с Tightening Thread от «Ла Вита» нити 3D UVL зарегистрировала компания «Оримед», до того момента ввозившая в Россию иглы для акупунктуры от Dong Bang. «Мой партнер по биз­несу Джун Сун во время одной из поездок в Корею обратил внимание на продукт, и мы решили до­бавить мезонити к нашей традиционной ассорти­ментной линейке», – рассказывает генеральный директор «Оримеда» Вячеслав Шульгин.

УЗЛОВАЯ ИНСТАНЦИЯ

Бурное развитие нитевого сегмента, по мнению операторов рынка, во многом и обусловливает не­спешность его легализации. По словам представи­телей дистрибьюторских компаний, еще в начале 2012 года в разных регионах страны продавались десятки контрафактных продуктов – как не заре­гистрированных в РФ брендов типа Thread Queen, Sinorgmed, Derli и так далее, так и «безымянных», завозимых челноками и мелкими оптовиками из Кореи и КНР.

Ниша, разрастаясь, продуцировала новых игро­ков. «Я работала менеджером в двух компаниях, где продавала нити из ПДО, надоело зарабатывать бешеные деньги для других, и создала собствен­ную дистрибьюторскую структуру. Нашла в интер­нете все корейские заводы, работающие с ПДО, поехала в Сеул и на первой же встрече познако­милась с тремя будущими основными поставщи­ками, закупила нити и начала продавать», – рас­сказывает владелица компании, реализующей в России один из известных, но не зарегистриро­ванных в РФ нитевых корейских брендов.

Впрочем, утверждать, что «серые» мезонити заполонили рынок, а их продавцы за счет сниже­ния издержек здесь доминируют, тоже было бы преувеличением. Сегмент постепенно «обеля­ется», его уже можно, с той или иной степенью достоверности результата, оценивать. По данным мониторинга, который проводила в прошлом году компания «Ла Вита», около 70% импорта мезони­тей в России в начале 2013 года занимали марки Lead Fine Lift, Beaute‘ lift V Line, Readne V Line; примерно по 2% рынка приходилось на не зареги­стрированные в РФ бренды Miracu, Bio‑Meyisun, Derli; по 1% – на около десятка других, также не имеющих регудостоверения, брендов.

Дистрибьюторы все чаще замечают, что наличие регистрационного удостоверения у нитевого продукта в какой‑то момент стало конкурентным преимуществом. «Мы вышли на плотно занятый рынок, и этот документ помогал нам в прода­жах, – говорит Вячеслав Шульгин из «Ори­меда». – Менеджеры приходили в клиники и с регистрацией в руках объясняли, почему стоимость наших нитей, имеющих официально подтвержденное соответствие стандартам каче­ства, выше, чем у «серых» поставщиков, и почему наши продукты стоит покупать».

Большинство опрошенных VM поставщиков «серой» нитевой продукции признаются, что в прошлом году всерьез намеревались легализо­ваться, но получить регистрационные удостове­рения не смогли – изменился порядок выдачи документов (VM посвятил теме обращения МИ серию публикаций, самая свежая – «Круговая проруха» в VM #32 от 6 октября 2014 года). «Если еще в 2012 году регистрационное удостоверение можно было получить в течение пары месяцев, то теперь на этот процесс уходит больше года, – говорят оптовики. – Несколько раз попробовав подать заявку на регистрацию, мы оставили эти попытки».

Из‑за регистрационного коллапса на российском рынке МИ по состоянию на декабрь 2013 года легально обращались лишь пять марок нитей из ПДО. Больше 70% нитевых продуктов, по сути, были и остаются нелегальными.

Как показал мониторинг VM, сейчас на рос­сийском рынке доступны для приобретения как минимум семь незарегистрированных марок, произведенных в Корее («Лицевая строчка»).

ЛЕКАЛЬНЫЕ УСПЕХИ

Примечательно, что Росздравнадзор активизиро­вался на косметологической поляне ровно в тот период, когда провалил работу на подведомствен­ном ему участке регистрации МИ. В службу по­ступил сигнал о нелегальном обращении на рынке 17 нитевых брендов, в том числе BIO‑Meyisun, Magic Lift, Thread Queen и так далее. Регулятор не мог проигнорировать запрос и начал проверки. Итогом первого раунда контрольных меропри­ятий уже в ноябре 2013 года стало официальное письмо Росздравнадзора с перечнем незаконно обращающихся на рынке косметологических медизделий.

В документах ведомства источник сигнала о заси­лье нелегальных изделий, естественно, не указан. Однако основные операторы сформировавшей­ся ниши сегодня уже не скрывают, что наводка на «серых» конкурентов пришла от них. «Мы, в числе прочих, участвовали в очистке сегмента мезонитей», – говорит представитель компании «Мезо‑Эксперт». Представители компании «Бьюти Эксперт», в свою очередь, отмечают, что не только содействовали контролерам в проведе­нии проверок, но и публиковали отчеты о ревизи­ях Росздравнадзора на своем сайте.

Следует упомянуть, что контролеры, по дурной традиции, вместе с нелегалами зачерпнули и за­конопослушных игроков. «В список Росздравнад­зора попали нелегально ввозимые нити «Мед­троник», очень похожие по названию с нашим продуктом «Медитроник», – рассказывает Вяче­слав Шульгин из «Оримеда». – И мы очень долго объясняли сотрудникам ведомства, что не имеем никакого отношения к нелегальному товару». Светлана Дудина из «Ла Вита» утверждает, что нити Tightening Threads, реализуемые ее компа­нией, получили регистрационное удостоверение спустя 10 дней после появления письма Росздрав­надзора, и эта номенклатурная позиция была включена в «черный список» чисто технически.

По наблюдениям участников рынка, проверочная кампания если и повлияла на легализацию сег­мента, то косметически. Какое‑то время эффект от надзорных мероприятий регулятора и поли­цейских контрольных закупок ощущался: контра­факт с витрин шоу‑румов исчез. Да и продавцы стали слегка аккуратнее в заявлениях. «Наши нити находятся в процессе регистрации», – предупредили представившегося закупщиком косметологического салона корреспондента VM в компании MG Medical Ltd. При этом в ответ на официальный запрос редакции заявили, что незарегистрированной продукции в их ассорти­менте нет: «Мы не занимаемся мезонитями, наша профильная продукция – это филлеры и контур­ная пластика».

Более откровенными оказались менеджеры опто­вой компании «Мелис». В разговоре с корреспон­дентом VM там заявили, что мезонити Sinorgmed и Natural v‑line находятся в процессе регистрации, которая ориентировочно должна завершиться весной следующего года, но приобрести их мож­но уже сейчас. В Era Laboratory неофициально предлагают купить Sinorgmed и 3D Ultra V Lift, а в ответ на официальный запрос сообщают, что реализуют только легитимно ввезенные продукты от Medtronic DongJun Co.

Выделилась из этого ряда компания «Иннова­ция», предложившая мезонити NeoLine от LG Life Science с оговоркой: «У нас скоро появятся сертифицированные продукты, тогда, конечно, их можно будет купить».

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ МЕЗОНИТЬЮ

Активность Росздравнадзора в узкой нише мезо­нитей, помимо легкой оторопи игроков, спро­воцировала несколько локальных конкурентных схваток. Продавцы «серых» продуктов находят чем попрекнуть своих легализованных оппонен­тов. «Они, например, предлагают нити с насечка­ми, косичками и другими модификациями, хотя регистрация у них только на простой линейный продукт», – жалуется на конкурентов собеседник VM в одной из оптовых компаний. Еще воин­ственнее звучит претензия другого участника борьбы: «Многие дистрибьюторы, зарегистриро­вавшие нити, привозят продукты со стирольным шариком в качестве спонжа, и на коже могут оставаться его частички, что может привести к воспалительному процессу. Это преступление перед клиентом! И на всех своих семинарах я буду рассказывать, чем на самом деле занимаются так называемые легальные дистрибьюторы».

Эксперты говорят, что к существующим регистра­ционным удостоверениям на нити действительно сейчас есть ряд вопросов. Аналитик индустрии красоты Елена Москвичева отмечает, что, согласно российскому законодательству, а в первую очередь приказу Минздрава России от 6 июня 2012 года №4н «Об утверждении номенклатурной класси­фикации медицинских изделий», любое медизде­лие, которое имплантируется в организм человека для того, чтобы вызывать биологический эффект, рассасываться полностью или в значительной мере, в составные части которого входит веще­ство, представляющее собой лекарственный пре­парат или иное биологически активное средство и воздействующее на человеческий организм в дополнение к воздействию медицинского изде­лия, относятся к классу риска 3, самому высокому в этой шкале. «А в регистрационных удостове­рениях некоторых нитей вместо класса риска 3 указан 2б», – говорит Елена Москвичева.

Кроме того, согласно ФЗ от 25 ноября 2013 года №317 производитель должен указывать, как и кто применяет данное медицинское изделие. «Если в регистрационном удостоверении или в методических рекомендациях, которые к нему приложены, есть слова «врач‑косметолог», тогда он может применять продукт в своей медицин­ской практике, если нет, – то не имеет на это права. Трудно сказать, насколько регистрация защищает врача от опасных последствий ис­пользования мезонитей, поскольку по странной практике ни один из дистрибьюторов не предает гласности материалы из регистрационного досье, более того, и сам Росздравнадзор не раскрывает той информации, которая нужна врачам‑космето­логам», – отмечает Елена Москвичева.

«Белые» компании пытаются манипулировать правовыми инструментами. «Сейчас мы подали заявление в Роспатент о регистрации названия «мезонить», – говорит Дмитрий Калугин из «Бью­ти Эксперта». – Получение патента будет одним из шагов в борьбе с компаниями, реализующими в России незарегистрированные изделия».

Впрочем, оппонентов эта угроза не трогает: «Мы назовем нити любым другим термином и будем продавать их и дальше безо всяких разрешений».

Наблюдающая за этой баталией Ольга Селянина из Mesoproff замечает, что термин «мезонити» будет сложно запатентовать: «Я уже пыталась зарегистри­ровать это название, но мне отказали из‑за того, что в этом термине есть тождественные элементы». А по поводу амбиций «Бьюти Эксперта» добавля­ет: «Они пытаются доминировать на этом рынке вопреки всем законам конкуренции. Когда мой бренд Derli будет зарегистрирован, их позиции, как и других игроков, которые ведут себя подобным образом, значительно пострадают».

Сторонние наблюдатели считают, что регулятор­ная активность вполне справедливо умерила вос­торг по поводу чудодейственности нитей, и ажи­отаж уступил место критическому отношению к продукту. «Волна мезонитей схлынула, многие врачи поняли, что нити не дают того эффекта, который часто обещают их поставщики. Клиники стали доносить эту информацию до пациентов, в итоге спрос на нити упал», – отмечает Алексей Терехов из Merz Aesthetics.

Однако для самого Росздравнадзора нитяная практика, судя по всему, стала отправной точкой в борьбе с «серым» рынком эстетических инъек­ций. Недавно руководитель ведомства Михаил Мурашко заявил о готовности проверять косме­тологические салоны на предмет использования незаконно ввезенных в страну ботулотоксинов и других препаратов и МИ, которые, по его сведе­ниям, активно реализуются в России.

А пока регулятор разрабатывает планы контроль­ных мероприятий на широком косметологиче­ском поле, дистрибьюторы мезонитей готовятся к совершению очередного прорыва, надеясь в этом смысле на новый продукт – нити из поли­молочной кислоты. «Надеемся, что такой продукт, уже продающийся в Корее, появится у нас до кон­ца декабря», – поделились с VM сразу несколь­ко компаний‑поставщиков.

нитевой лифтинг, эстетическая хирургия, эстетическая медицина, косметология
Поделиться в соц.сетях
ФАС поддержала организаторов клинических исследований
Сегодня, 19:34
Медведев: российская фармпромышленность ежегодно растет на 25%
Сегодня, 17:07
Названы самые «болеющие» регионы страны
Сегодня, 16:36
Забастовка семейных врачей в Латвии начнется 3 июля
Сегодня, 16:31
Как рынок эстетических медуслуг пережил кризис
761
Рынок anti-age медицины к 2021 году превысит $216 млрд
13 Июня 2017, 16:10
Пластические хирурги и косметологи едут на большой конгресс

VII Международный обучающий курс-тренинг для пластических и реконструктивных хирургов (ICTPS) и врачей-косметологов (IECTC) проходит 8–11 июня 2017 года в Санкт-Петербурге в отеле Park Inn by Radisson «Прибалтийская». Организатор – компания «БИО Концепт». 

22 Мая 2017, 12:25
Американцы потратили на эстетическую медицину более $15 млрд в 2016 году

Объем рынка эстетической пластической хирургии и косметологии в США в 2016 году превысил $15 млрд. Такие данные приводит American Society for Aesthetic Plastic Surgery (ASAPS). Это максимальные затраты американцев на этот вид медицинских услуг за последние 20 лет. Основной объем расходов – 56% – пришелся на пластические операции.

16 Марта 2017, 17:56
Дмитрий Павлюков
заместитель руководителя Росздравнадзора
«Пациенты, не задумываясь, идут за инъекциями к парикмахеру»
7 Марта 2017, 14:08
На чем не экономят клиенты косметологов
В кризис остаются популярными процедуры, дающие быстрый и видимый эффект
4360
Европейский конгресс по эстетической и лазерной медицине (ECALM 2017) состоится в Москве 3-4 марта
27 Февраля 2017, 18:11
Аналитический центр Vademecum представляет исследование Russian Beauty Injections Market (RuBeauInjMa)

Новое исследование Аналитического центра Vademecum RuBeauInjMa впервые в России позволяет оценить потребление инъекционных косметологических продуктов и услуг как на территории всей страны, так и в отдельных регионах. Период исследования: 1 января – 31 декабря 2016 года.

27 Февраля 2017, 16:17
Vademecum впервые подсчитал объем рынка «уколов красоты»
Объем отечественного рынка инъекционной косметологии превысил 100 млрд рублей
5659
Allergan купит производителя аппаратов для криолипосакции за $2,5 млрд
15 Февраля 2017, 8:31
I Европейский конгресс по эстетической и лазерной медицине (ECALM 2017) состоится в Москве 3-4 марта
13 Февраля 2017, 18:42
Яндекс.Метрика