ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
21 Февраля, 12:34
21 Февраля, 12:34
58,10 руб
61,70 руб

Превосходящая светосила

Дарья Шубина
10 Ноября 2014, 16:37
2462
Лидер рынка контактных линз пережимает альтернативные каналы сбыта
В проект порядка оказания оптометрической помощи, разрабатываемый Оптической ассоциацией, внесен пункт о рецептурном отпуске контактных линз пациентам, причем в рецепте предлагается указывать торговое наименование товара. Как удалось выяснить VM, это было сделано по инициативе лидера рынка контактных линз – компании Johnson&Johnson. В случае принятия норма может создать сложности компаниям, продающим недорогие линзы через интернет и линзоматы. Впрочем, даже внутри самой Оптической ассоциации эту идею поддерживают не все.

По данным маркетингового агентства Euromonitor, в 2013 году объем российского рынка контактных линз достиг 16,1 млрд рублей. ≪В последнее время мы постоянно слышим от наших партнеров – оптических салонов – о том, что пациенты, которым единожды была оказана услуга по подбору средств контактной коррекции зрения, не возвращаются в оптику снова, – рассказывает источник в компании Johnson&Johnson. – Появились другие каналы дистрибуции, где можно купить контактные линзы на 20–25% дешевле, чем в салонах. Это интернет‑магазины и линзоматы≫.

За последние пять лет доля интернет‑продаж выросла с 13% до 22%, составив в 2013 году более 4 млрд рублей (подробнее о развитии российских интернет‑магазинов контактных линз – в материале ≪Укрытые веками≫, VM #16 от 26 мая 2014 года). Еще примерно 300 млн рублей в год выручают автоматы по продаже контактных линз – линзоматы. Они начали появляться в России около двух лет назад, их устанавливают как сами интернет‑магазины, так и индивидуальные предприниматели. По оценкам экспертов, сегодня в России работают порядка 800 линзоматов.

Вместе альтернативные каналы сбыта завладели уже четвертью рынка и явно не собираются останавливаться на достигнутом, что не может не беспокоить других игроков. Вернуть пациентов в оптические салоны может требование продажи контактных линз по рецептам. Соответствующий пункт прописан в проекте Порядка оказания населению оптометрической помощи, разработкой которого в настоящее время занимаются члены Оптической ассоциации. Инициатором новшества, по данным VM, стала компания Johnson&Johnson, на чью продукцию, по данным GFK, приходится свыше 60% рынка в денежном выражении. На официальный запрос в компании на момент сдачи номера не ответили.

В отраслевое сообщество помимо крупных иностранных производителей, включая Johnson&Johnson, Alcon, Bausch&Lomb, Essilor, входят более 70 компаний, занятых в системе оптовой и розничной торговли оптической продукцией.

Согласно проекту документа, для обеспечения безопасности и качества помощи по подбору контактных линз последующая продажа данного вида продукции может осуществляться только при предъявлении рецепта, выписанного врачом‑офтальмологом, в том числе в салоне оптики. Действовать такой рецепт будет не более одного года.

В Оптической ассоциации инициативу объясняют заботой о здоровье пациента. ≪Ежегодное обновление рецепта позволит организовать динамическое наблюдение пациентов. К сожалению, люди, которые пользуются контактными линзами, приходят на осмотр к офтальмологу реже, чем те, кто носит очки. В салонах оптики проверка зрения является бесплатной, но покупатели контактных линз все равно отказываются от этой услуги, не понимая, как это важно≫, – сетует представитель ассоциации.

Предпочтительнее, по мнению авторов инициативы, если рецепты на контактные линзы будут выписываться непосредственно перед продажей в оптическом салоне, а не в лечебных учреждениях. ≪Рецепты, выписанные в других организациях – оптиках или больницах, – мы принимаем, но в этом случае клиент несет ответственность за последствия самостоятельно. Но все‑таки рекомендуем пройти проверку зрения заново, чтобы на основе собственных данных подобрать средства для коррекции зрения≫, – поясняет директор по развитию петербургской сети оптики ≪Счастливый взгляд≫ Михаил Середа.

По мнению разработчиков Порядка оказания населению оптометрической помощи, помимо общих оптических параметров – диоптрийности, базового радиуса роговицы и прочих, – рецепт должен содержать также торговое наименование контактных линз. ≪Линзы разных марок изначально отличаются друг от друга. Если у двух производителей есть линзы с одинаковыми параметрами, но с различной базовой кривизной, это разные линзы. Сейчас даже крупные сетевые оптики не доводят до сведения пациента, какие именно линзы ему подходят, что приводит к неразберихе и негативным последствиям, например, к аллергии и даже ухудшению зрения≫, – пугает последствиями генеральный директор ≪Салона оптики Игоря Медведева≫ Светлана Суханова.

Точная статистика по числу осложнений от ношения неправильно подобранных контактных линз в России отсутствует. В Оптической ассоциации отмечают лишь, что это ≪не самые частые случаи, вероятность которых, тем не менее, нельзя игнорировать≫.

С аргументами Johnson&Johnson даже в самой ассоциации согласны не все. Весной прошлого года появилось информационное письмо (копия имеется в распоряжении VM), адресованное Минздраву. Отправителем значились компания Bausch&Lomb – второй по значимости игрок на российском рынке (с долей продаж в деньгах 16,7%) – и ≪другие члены Оптической ассоциации≫. В Bausch&Lomb отказались подтвердить или опровергнуть факт написания и отправки данного письма, но его существование VM подтвердили несколько участников рынка.

В письме говорится, что введение рецепта нарушает ФЗ ≪О защите прав потребителей≫, который запрещает ≪обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), что неизбежно при выдаче рецептов на ношение контактных линз непосредственно в оптических салонах≫. А указание торгового названия контактных линз в рецепте ведет к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий для игроков рынка и ≪предоставляет возможность коррупционного взаимодействия врача и производителя путем выписки пациентам медицинских изделий на основании договоренности≫.

≪Пациент приходит раз в год на осмотр. И если его что‑то не устраивает, врач должен предложить другую линзу. Работайте с врачами, предлагайте им свои продукты. А от риска, что какой‑то салон будет продавать только те линзы, которые ему выгодны, и сейчас никто не застрахован≫, – отметает эти аргументы источник в Johnson&Johnson и отмечает, что вопрос конкуренции между производителями зависит от качества их продукта и работы с офтальмологами.

Как сообщили VM в Оптической ассоциации, письмо ≪диссидентов≫ не оказало влияния на содержание проекта Порядка оказания оптометрической помощи. Когда документ будет готов, его планируется предложить Минздраву в качестве дополнения к стандарту оказания медпомощи по офтальмологии.

Разумеется, интернет‑торговцы контактными линзами и владельцы линзоматов тоже не в восторге от законотворческой инициативы. ≪Не все клиенты будут счастливы тратить свое время и деньги, если у них не возникает жалоб на линзы <…> Результатом будет, скорее всего, получение клиентами рецептов разными иными способами, чем официально предложенный≫, – отмечала на форуме Оптической ассоциации Елена Тарасова, генеральный директор компании ≪КРОНОС‑Директ≫, специализирующейся на розничных и интернет‑продажах оптической продукции и владеющей сетью линзоматов. По мнению Тарасовой, во Франции введение рецепта стало главной причиной того, что объем продаж средств контактной коррекции зрения стал ≪одним из самых низких в Европе≫.

Рецептурный отпуск контактных линз будет способствовать росту офлайн‑торговли, а линзоматы из‑за этого вообще могут исчезнуть, прогнозирует Михаил Середа. Генеральный директор поставщика линзоматов ≪Первой вендинговой компании≫ Никита Маковей с этим согласен: ≪Потерять такой вид автоматизированных продаж будет, конечно, жаль. Единственное, что останется владельцам линзоматов – переоборудовать их под другую продукцию≫.

≪Наличие рецепта не исключает продаж и в интернет‑магазинах, и в линзоматах, для которых можно сделать специальную карту-рецепт с расчетом на годовой запас контактных линз≫, – предлагают в Оптической ассоциации. Интернет‑магазины контактных линз смогут подстроиться под новые условия работы, уверен владелец LensDay Илья Мусатов. Например, можно принимать рецепты в отсканированном виде, как это делается в других странах. Но эта практика осложнит жизнь пациентам, добавляет он. По его мнению, для увеличения продаж не нужно заставлять людей проходить обследование – нужно делать услуги и сами контактные линзы доступнее.

оптический рынок, рынок контактных линз
Поделиться в соц.сетях
Госдума предложила почти вдвое увеличить финансирование медвузов
Сегодня, 12:03
ОАО «Медицина» получило госзаказ на проведение ПЭТ-диагностики
Сегодня, 11:24
Для Оренбургской областной больницы построят новый корпус за 1,7 млрд рублей
Сегодня, 8:02
«Петроваксу» не дают локализовать производство вакцины от гриппа
Сегодня, 0:16
Плачь и «Смотри»
Как кризис разрывает сеть премиальных оптик
4261
До наследной капли
Продавец косметических средств построил на имени академика Федорова пирамидальный бизнес
10185
≪У нас пациент идет на операцию уже практически ослепшим≫
Особенности национальной офтальмологии глазами врача-космополита
3358
Служба одного ока
Глобальные оптические игроки укорачивают товаропроводящие цепочки в России
2882
Линзы заимпортевают
Немецкий оптический мейджор пришел в Россию под зиму
2532
Читайте в свежем номере Vademecum: Лидер рынка контактных линз пережимает альтернативные каналы сбыта

В проект порядка оказания оптометрической помощи, разрабатываемый Оптической ассоциацией, внесен пункт о рецептурном отпуске контактных линз пациентам, причем в рецепте предлагается указывать торговое наименование товара. Как удалось выяснить VM, это было сделано по инициативе лидера рынка контактных линз – компании Johnson&Johnson. В случае принятия норма может создать сложности компаниям, продающим недорогие линзы через интернет и линзоматы. Впрочем, даже внутри самой Оптической ассоциации эту идею поддерживают не все.

Продолжить чтение

10 Ноября 2014, 17:43
635
Гусь-хрусталик
Почему лечение катаракты в России идет не спеша
7415
Заявка на победу по очкам
Страховщики решили освоить узкий сегмент рынка оптики
2534
Око мотив
Что движет импортозамещением на российском оптическом рынке
4797
Яндекс.Метрика