ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
6 Декабря, 4:48
6 Декабря, 4:48
63,92 руб
67,77 руб

Подрастающее поклонение

Ольга Макаркина, Дмитрий Кряжев, Екатерина Михайлова, Екатерина Грищенко
23 Сентября 2014, 17:35
5542
VM представляет TOП100 аптечных сетей России по итогам первого полугодия 2014 года
ТОП100 аптечных сетей был первым и остается одним из главных рейтинговых продуктов VM. Мы публикуем его дважды в год – по итогам каждого полугодия, отмечая взлеты и падения ключевых игроков отечественной фармрозницы и от выпуска к выпуску совершенствуя методику расчета. В основном рейтинге теперь принимают участие только непосредственные операторы аптечных брендов (без учета франчайзинговых партнеров), показатели выручки игроков «золотой сотни» очищены от данных по льготному отпуску. Только чистые розничные продажи, только в собственных аптеках. Все это способствовало тому, чтобы в ТОП100 места распределились иначе, а также появилось несколько дебютантов. Но рейтинг обновляется и по другим причинам: процесс консолидации и перераспределения розничных активов, стартовавший в прошлом году, набрал серьезные обороты.

РАЗДЕЛЯЕМ ВЛАСТВУЮЩИХ

Этот рейтинг четвертый по счету. И работа над ним шла так же напряженно, как и всегда. Нет, в сетях уже вроде привыкли к необходимости заполнять длинные опросные листы. Из 120 компаний, которым мы направили анкеты, с нами отказались сотрудничать только в 26. Но дополнительные вопросы о тех или иных показателях многих все еще смущают. Кого‑то напрягала наша просьба исключить из структуры выручки данные по льготному отпуску, кто‑то не хотел раскрывать параметры среднего чека, а кто‑то долго не решался детализировать данные по выручке, если заявленные параметры прироста нас настораживали.

С одной стороны, ничего нового: рынок непрозрачен, многие крупные игроки предпочитают оставаться в ≪налоговой тени≫ режима ЕНВД, сетей с аудируемой отчетностью только четыре, единых для всех правил игры не существует. Но с другой стороны, понимание необходимости участия в нашем проекте среди участников рынка мы теперь встречаем чаще. Запрос на углубленный анализ розницы для нас сформулировали фармпроизводители и дистрибьюторы. Первым понимание реального состояния отрасли необходимо для того, чтобы правильно форматировать маркетинговое сотрудничество с ритейлерами. Вторым нужно знать, насколько платежеспособна та или иная сеть.

Да, выручка и количество точек – это по‑прежнему ключевые факторы для определения потенциала сети. Но эти сведения теперь, на фоне снижения темпов роста рынка, не дают полного ответа на вопрос о том, как на самом деле чувствуют себя ведущие игроки. В связи с этим в основной рейтинг мы решили добавить еще два показателя с характерными названиями ≪прозрачность≫ и ≪устойчивость≫. Для составления обоих рейтингов от аптечных сетей нам был нужен простой документ – заверенная отчетность по РСБУ или МСФО по юрлицам сети.

Как рассчитывался первый показатель? Это агрегированная оценка того, насколько информация о сети доступна, правдива и верифицирована. Исследователи VM не раз сталкивались с тем, что заявленный той или иной сетью объем на поверку отличался от информации в официальной отчетности сети. Получая же на руки заверенную отчетность, мы уже могли сравнивать ее с данными, задекларированными в анкете. Как видно из таблицы ≪Без стеснения≫, правила составления этого рейтинга просты. Чем больше звезд набрала та или иная аптечная сеть, тем более прозрачной является ее деятельность.

Без стеснения. Критерии определения финансовой прозрачности участников рейтинга

Сразу возник вопрос о том, как оценивать прозрачность объединяющихся сетей, а также публичную и непубличную отчетность. Таких объединенных игроков у нас два – ≪A.v.e&36,6≫, ≪Доктор Столетов&Озерки≫. На данный момент оба игрока декларируют, что будут повышать уровень прозрачности своих компаний и начнут аудировать отчетность всех участников объединений. В качестве поощрения их стремления к публичности мы приняли решение снять с объединенных игроков только по ползвезды. Однако если в будущем году аудированная отчетность по присоединенным сетям так и не будет представлена, оценивать прозрачность сетей мы будем по наименее открытому рынку участнику. Отказ предоставить отчетность мы расценивали как явный признак непрозрачности или закрытости сети. О чем это говорит? Есть риск фальсификации все тех же базовых показателей – выручки и количества точек. Даже несмотря на нашу дотошность при выверке данных, без доступа к отчетности, абсолютной гарантии достоверности данных VM опубликовать их не может. Мы честно в этом признаемся, хотя делаем все возможное, чтобы отрасль, наконец, получила адекватную аналитику.

Зачем сети ≪надувают≫ выручку, долго объяснять не будем. Чем выше декларируемый оборот ритейлера, тем лояльнее к нему в первую очередь производители, за маркетинговый бюджет которых среди растущих сетей идет серьезная борьба. Да и желающих широко заявить о себе перед потенциальным инвестором или кредитором достаточно.

ОПОРНЫЕ ПРАВЫЕ

Что же тогда такое ≪рейтинг устойчивости≫? А это уже попытка разобраться, как сам бизнес аптечной сети формирует доход или убыток. Сведения о прибыльности – табуированная тема в большинстве компаний. Хотя для оценки компании именно данные о ее прибыли куда важнее показателей выручки. Объем продаж – это характеристика рыночной доли. Но если лидер по выручке год от года генерирует убыток, пропорционально возрастает и риск его банкротства. При таком раскладе цена этого лидерства оказывается невероятно высокой, но уже не для собственников сети, а для всего рынка. Расплачиваться за него придется кредиторам.

Методику для расчета устойчивости мы позаимствовали у аудиторов из так называемой большой четверки – PWC, Ernst&Young, Deloitte и KPMG. Опираясь на данные о выручке и чистой прибыли, дополнительно рассчитывали маржинальную рентабельность продаж. По каждому из ключевых показателей – динамике выручки без НДС, чистой прибыли и маржинальной рентабельности продаж – мы выставляли нашим респондентам баллы. А итоговые звезды назначали компаниям уже по совокупности заработанных баллов.

Например, успехи компаний на ниве продаж мы оценивали по пятибалльной системе, где высшая оценка дается за рост свыше 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в четыре балла оценивается стабильный рост продаж в пределах 10–20%, на тройку – прирост 0–10%, на двойку – падение выручки в районе 0–10%, на единицу – падение продаж свыше 10%.

По параметру ≪чистая прибыль≫ судили строго – один балл означал позитивную динамику, а ноль – негативную.

Маржинальную рентабельность продаж оценивали менее консервативно, по трехбалльной шкале: два балла за рост свыше 1%, один балл за стабильность (колебания в пределах 1%), ноль – за отрицательный результат. По мере накопления сведений о компаниях мы будем оценивать их устойчивость с оглядкой на трехлетний период. Но для первого раза готовы были принять от ритейлеров для сравнения результаты за год (см. ≪Не наклоняясь≫).

Не наклоняясь. Критерии определения устойчивости участников рейтинга

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

Как видно, критерии ≪прозрачность≫ и ≪устойчивость≫ взаимоувязаны. Без первого показателя рассчитать второй невозможно. Иначе говоря, если компания непрозрачна, гарантий ее устойчивости не существует. Заверенную отчетность по итогам трех последних лет и по первому полугодию 2014 года мы запросили у всех компаний, прошедших первичный отбор в ≪золотую сотню≫. Особый упор мы делали на первую двадцатку игроков и предсказуемо быстро получили отчеты от всех четырех игроков, аудируемых по МСФО, – ≪Риглы≫ (PWC), ≪36,6≫ (Deloitte), ≪Доктора Столетова≫ (Ernst&Young) и ≪Старого лекаря≫ (PWC).

Дальше – хуже. Уже четвертый номер рейтинга – ≪Имплозия≫ – оказался эталоном непрозрачности. Сама компания отказывается именовать себя аптечной сетью, однако по всем рыночным признакам таковой является, имеет все преференции от поставщиков как крупная сеть. В то же время для налоговых органов это 1 083 (с учетом франчайзинга) ≪несетевые≫ аптеки, ≪сидящие≫ на ЕНВД (режим единого налога на вмененный доход, который могут применять компании с численностью штата менее 100 человек, освобождает налогоплательщика от уплаты налога на прибыль и НДС). Обитая в ≪налоговой тени≫ ЕНВД, этот игрок на протяжении многих лет отказывается от участия в анкетировании. Да и перед налоговиками себя особенно не афиширует.

Анализируя структуру этой сети, VM выявил главный принцип ее органического роста: одна ≪дочка≫ ≪Имплозии≫ – ИП или ООО – в среднем управляет шестью аптеками. Причем чаще всего эти точки работают в совершенно разных регионах. Логика понятна: местные налоговые органы не будут искать у мелкого коммерсанта бизнесы в других регионах.

В пример, кстати, можно привести любую структуру. Давайте познакомим отрасль, скажем, с ИП ≪Толоконникова М.В.≫. По бумаге выходит, что эта скромная, но предприимчивая женщина разрывается между городами и регионами! Всего у нее восемь точек, но три из них работают в разных городах Калужской области, две – в Нижегородской области, по одной – в Саратовской, Самарской и Тамбовской областях. Конечно, мы захотели разыскать предпринимательницу, чтобы та рассказала нашим читателям о своем уникальном опыте. Эффективно управлять малой сетью с таким географическим охватом мало кому под силу! По ИНН Толоконниковой VM смог оперативно разыскать ее контакты. Но бизнес‑кейса про субъекта малого предпринимательства у нас не вышло. Марина Викторовна по телефону заявила, что никакой сети она не развивает, а работает заведующей одиночной аптекой ≪Иртыш≫ на проспекте Ленина в Волгограде, в том же городе и проживает. С ≪Имплозией≫, по ее словам, никак не связана. Слукавила Марина Толоконникова только в последнем пункте. Проверить это легко по открытым источникам. На сайте Арбитражного суда Калужской области можно найти решение по делу №А23‑125/2012: ответчицей по нему проходила как раз наша Марина Викторовна. Как следует из материалов дела, два года назад оперативники местного Управления МВД во время проверки работающей под вывеской ≪Имплозия≫ аптеки Толоконниковой в Калуге выявили, что первостольники отпускают рецептурный Супрастин (раствор для внутривенного введения) без рецепта. Для тех, кого заинтриговал судебный процесс, сообщаем: нарушителем аптеку тогда не признали. Как мы выбрали Толоконникову? Да методом тыка. И на все следственные мероприятия потратили каких‑то полчаса. В разделе ≪Имплозия≫ базы геомаркетингового сервиса ≪VM‑Навигатор≫ больше сотни таких же ≪уникальных≫ ИП и ООО с причудливой географией экспансии.

В итоге за ≪прозрачность≫ у ≪Имплозии≫, четвертого игрока рынка, – единица, а ≪устойчивость≫ ее вовсе не поддается мониторингу. Невозможно оценить и ее потенциал в ближайшие годы, ведь всеобщий отказ от режима ЕНВД в 2018 году и, соответственно, переход на ОСНО может привести компанию от вероятной прибыли к банальному убытку.

Фискальный квиток. ТОП45 аптечных сетей с наивысшим средним чеком (нажмите на картинку, чтобы открыть ее в полном размере)

Фискальный квиток. ТОП45 аптечных сетей с наивысшим средним чеком

ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Не проще ситуация с еще одним лидером – ≪А5≫. Компания ведет себя точно так же, как и ≪Имплозия≫ – не хочет участвовать в проекте VM ≪ТОП100 аптечных сетей≫. Компания ≪ушла в подполье≫ после того, как мы понизили ее в годовом рейтинге, обнаружив, что сведения о продажах, которые нам предоставлялись, мягко говоря, были недостоверными. ≪А5≫ декларировала выручку в 2013 году на уровне 20,7 млрд рублей. Однако скрупулезная перепроверка всех юрлиц сети показала, что оборот компании даже с НДС не превышает 12,75 млрд рублей.

В итоге пришлось в годовом рейтинге переносить сеть с третьей на шестую позицию. Примечательно, что в день обнародования рейтинга гендиректор ≪А5≫ Андрей Гусев сделал все от него зависящее, чтобы дать общественности понять: сомневаться в его данных не следует. О том, что выручка сети в 2013 году составила именно 20,7 млрд рублей, Гусев оперативно обмолвился в комментарии газете ≪Ведомости≫. А на проходившем в то же время отраслевом форуме прямо со сцены заявил, что расчет VM неверный, но тут же поспешил заметить, что судиться с VM не намерен. Собирая данные для рейтинга за полугодие, мы вновь обратились к Андрею Гусеву. Так же как и остальных игроков, мы попросили его заполнить анкету и предоставить нам заверенную аудитором или хотя бы налоговым органом отчетность по юрлицам группы ≪А5≫. В сети на нашу просьбу не ответили. По итогам полугодия отраслевые аналитики оценили ≪А5≫ по‑разному. Судя по ≪комплексному баллу≫ от IMS, ритейлер наторговал на 9,1 млрд. DSM прямо пишет в своем отчете: оборот ≪А5≫ за шесть месяцев – 8,6 млрд.

Нежелание компании делиться с нами данными не означает, что все каналы доступа к информации о финансах сети для VM перекрыты. Вовсе нет. Выручку за полугодие мы просчитали по всем юрлицам сети, к счастью, их не так много, как у ≪Имплозии≫ (в общем обороте не учтены только продажи интернет‑проекта совладельцев ≪А5≫ piluli.ru – он формально в группу не входит). Наша оценка – чуть менее 7,2 млрд.

В процессе общения с сетями и работы с информационной системой СПАРК‑Интерфакс мы смогли проанализировать отчетность юрлиц 23 аптечных сетей, да и то в трехлетней прогрессии нам ≪показались≫ только девять из них. К категории ≪закрытых≫ мы, как указывали выше, отнесли 26 сетей, в том числе заметных игроков – уже упомянутую ≪Имплозию≫ и ≪А5≫, а также ≪Мелодию здоровья≫ (≪дочку≫ дистрибьютора ≪Катрен≫) и омскую ≪Фармакопейку≫. Еще половина рейтинга – сети, готовые к анкетированию, но не к предоставлению сведений о финансовых результатах.

По сути, это косвенное свидетельство того, что ситуация в розничном секторе нездоровая. Безусловно, оснований для сокрытия данных может быть несколько. Но наиболее вероятная причина замалчивания – не столько ЕНВД‑статус сетей, в конце концов, так пока еще живет большая часть рынка, – сколько отсутствие серьезных достижений в плане построения прибыльного бизнеса. При дальнейшем замедлении темпов роста рынок ждет череда медленных банкротств и порождение новых маркетинговых союзов.

В ТОП100 маркетинговых союзов, понятно, нет. За рамки проекта мы вынесли даже компанию АСНА, которую, как и другие исследователи, признаем полновесной аптечной сетью, а не формальным объединением. Созданная по принципу конфедерации, с выручкой 5 млрд рублей она могла бы занимать девятое место между пермской ≪Планетой здоровья≫ и уфимским ≪Фармлендом≫. Собирая независимых игроков, АСНА, как надстройка, берет на себя некоторые важные функции розничного оператора – внедрение единого софта, составление связанного с оптовиками ассортиментного справочника, поддержку общего портала отчетности перед производителями и так далее. Но и тут нам, прежде всего, было принципиально важно узнать, каких результатов добивались отдельно стоящие участники партнерства.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ И ПРЕЕМНИКИ

Еще одно следствие нарастающей концентрации рынка и его грядущей дестабилизации – рост числа сделок M&A. Два крупных слияния – ≪36,6≫ и A.v.e, ≪Радуги≫ и ≪Первой Помощи≫ – участники рынка наблюдали все первое полугодие. Управленцы A.v.e устроили из этого шоу, объявив гигантскую распродажу региональных дивизионов ≪36,6≫. К середине июля они смогли реализовать почти 200 точек (см. карту ≪Понабрались≫). И это еще не финал. Объединенные A.v.e и ≪36,6≫ декларируют ставку на развитие исключительно в Московском регионе. В компании признают, что продолжать строить разветвленную межрегиональную сеть им было бы тяжело. Даже ставка на быстрый рост исключительно в родном Московском регионе обходится сети не так легко. Число точек непосредственно у A.v.e выросло с июня 2013‑го к июню 2014 года в полтора раза – с 217 до 346. Однако средняя выручка на одну точку в сопоставимых месяцах снизилась – 3,05 млн рублей против 3,25 годом ранее.

Впрочем, выше мы оговорились, что будем рассматривать деятельность объединяющихся игроков не по отдельности, а комплексно. В этом отношении идея провести распродажу себя полностью оправдала. Желающих приобрести региональное наследство оказалось немало. Однако главных покупателей всего два – уфимский ≪Фармленд≫ (ему досталось более 100 аптек ≪36,6≫ в Башкирии) и нижегородская ≪Ладушка≫, вырвавшая в процессе торга 40 аптек у конкурентов из ≪Имплозии≫ и ≪Нижегородской аптечной сети≫.

Возможны ли до конца года сделки, способные кардинально повлиять на расклад сил в ТОП100 и, следовательно, на рынке? Да. По информации VM, предстоит как минимум еще одно очень крупное слияние межрегионального уровня.

Сами же участники рейтинга чаще склонны прогнозировать не масштабные слияния, а массированную скупку небольших региональных сетей. ≪Отчетливо наметилась тенденция роста выставления на продажу точек мелкими игроками (до 10 аптек), выживать им стало тяжело≫, – свидетельствует гендиректор сети ≪Твой доктор≫ Александр Ушаков. Впрочем, сказать, что у крупнейших все хорошо, тоже нельзя. Негативная динамика наметилась у восьмерых участников ТОП100, включая таких серьезных игроков, как питерский ≪Фармакор≫ и челябинская ≪Классика≫. На ≪Фармакор≫ оптовики и производители жалуются перманентно: мол, та неаккуратна в расчетах. Некоторые даже делятся планами выставить исковые требования по просроченным товарным кредитам. А вот ≪Классика≫ сдала как‑то одномоментно: сначала отказалась от планов по захвату Москвы, а теперь и вовсе взялась за реструктуризацию головной компании группы.

Но есть на рынке и те, кто заметно прибавляет – это пермская ≪Аптека‑Таймер≫, краснодарский ≪Апрель≫ и московский ≪Нео‑Фарм≫. Все игроки агрессивно развивают формат дискаунтера, не зарекаются от приобретений сетей либо уже покупают их, много тратят на рекламу, выходят в новые регионы. Впрочем, далеко не факт, что именно эти игроки станут флагманами развития розничного сектора. Всем еще нужно много работать над собой, чтобы поставить свой рост на фундамент прибыли.


ТОП100 аптечных сетей по итогам первого полугодия 2014 года (нажмите на картинку, чтобы открыть ее в полном размере)

ТОП100 аптечных сетей по итогам первого полугодия 2014 года

топ 100, топ 100 аптечных сетей
Поделиться в соц.сетях
Более 3 тысяч страховых поверенных готовы к работе
5 Декабря 2016, 20:28
Минздрав создаст рейтинг медорганизаций Московской области
5 Декабря 2016, 20:21
Снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний
5 Декабря 2016, 20:12
Минздрав усилит контроль за профессиональными водителями
5 Декабря 2016, 19:56
VADEMECUM представил рейтинг ТОП100 аптечных сетей России по итогам 2014 года
В проекте дебютируют сразу 30 крупных сетей. Объем продаж сетей, замыкающих рейтинг, превышает миллиард рублей. Совокупная выручка участников рейтинга в 2014 году составила порядка 390 млрд рублей, из которых 158 млрд рублей приходится на ТОП10.
13 Апреля 2015, 18:35
9123
Умытые выручки
VM представляет TOП100 аптечных сетей России по итогам 2013 года
3428
Номерные знаковые
VM представляет ТОП100 аптечных сетей России по итогам шести месяцев 2013 года
3129
ТОП100 аптечных сетей Китая заработали $14,2 млрд
Китайский регулятор назвал объемы выручки ТОП100 аптечных сетей КНР.
20 Июня 2013, 8:27
1010
Яндекс.Метрика