ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
22 Февраля, 6:57
22 Февраля, 6:57
57,86 руб
61,21 руб

Онко подмечено

Ольга Макаркина, Екатерина Михайлова
7 Июля 2014, 16:07
4532
На ком держатся госзакупки противоопухолевых препаратов

Вице‑мэр Москвы Леонид Печатников на днях пообещал премировать городских врачей за выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях, когда они еще поддаются лечению. Новость приятная во всех отношениях и для врачей, и для пациентов, и, разумеется, для фармкомпаний. Если бы московский опыт премирования позаимствовали и другие регионы, теоретически можно было бы говорить об удвоении рынка закупок онкопрепаратов. Ведь сегодня 40% случаев рака впервые регистрируются слишком поздно – на III‑IV стадиях. Однако подкрепить эти прогнозы крепкой фактурой пока трудно. Сама система онкопрофилактики, равно как и помощи онкобольным, в стране только формируется, причем пока преимущественно на бумаге. Нельзя сказать, что созрел и рынок бюджетных закупок противораковых ЛС: государство специфически определяет спрос на препараты, а позиции лидеров узкий круг дистрибьюторов обеспечивает себе за счет пары‑тройки контрактов на поставку блокбастеров.

РАКОВЫЙ КОРПУС

В 2012 году в мире было зафиксировано 14,1 млн новых случаев и 8,2 млн смертей от онкологических заболеваний. Такие данные приводятся в исследовании GLOBOCAN 2012 по 28 видам раковых заболеваний в 184 странах мира, проведенном Международным агентством по изучению рака (в составе ВОЗ). По прогнозам агентства, к 2025 году число новых случаев рака достигнет 19,3 млн, а самым «ходовым» диагнозом, вероятно, останется рак легких. В 2012 году он был обнаружен у 1,8 млн пациентов.

По данным Московского научно‑исследовательского онкологического института (МНИОИ) им. П.А. Герцена, в России в 2013 году было выявлено больше полумиллиона новых случаев злокачественных новообразований. Прирост по сравнению с 2012 годом составил 1,9%, а за 10 лет количество больных увеличилось до 17,9%. На конец 2013 года общая численность онкологических больных достигла 3,1 млн человек, то есть 2,2% населения страны. Наиболее распространен в России рак молочной железы. В прошлом году было зафиксировано почти 400 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Вообще, полноценная перенастройка системы борьбы с онкозаболеваниями в России началась относительно недавно – в 2009 году. Тогда российское правительство масштаб проблемы, наконец, определило как национальный и запустило рассчитанную на шесть лет программу «Мероприятия по совершенствованию медицинской помощи онкологическим больным». За первые три года в программу вошли 49 регионов, потратившие на переоснащение диспансеров и клиник 22,1 млрд рублей. А с 2015 года программа перекочует в новый госпроект «Развитие здравоохранения в РФ». Бюджетные вливания Минздрав в это время подкреплял нормотворческими инициативами: вводил параметры диагностики, прописывал стандарты лечения, определял порядки оказания помощи разным категориям онкобольных и контроля за ее совершенствованием. Насколько эффективной была эта работа, станет ясно уже в 2015 году: по его итогам показатель смертности от онкозаболеваний должен оказаться на уровне 197,9 случая на 100 тысяч населения. Для сравнения, по итогам 2013 года он составлял 201,5.

РАК И НАВСЕГДА

В теории прорыв еще возможен. Однако не стоит думать, что борьба с онкозаболеваниями в нашей стране идет слаженно и прозрачно по всем фронтам, а все участники осведомлены о конечной цели. Наличие национальной программы «По совершенствованию…» вовсе не означает, что в стране существует единый государственный рынок закупок онкологических препаратов. На сегодняшний момент он выглядит, как мозаичное полотно. Лекарственное обеспечение осуществляется по нескольким программам. В частности, на средства федерального бюджета производятся закупки препаратов по программе ОНЛС (федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178‑ФЗ) и программе «Семь нозологий» (постановление правительства от 17 октября 2007 года №682), за счет местных бюджетов финансируются препараты из списка – приложения к постановлению правительства №890 от 30 июля 1994 года, а также отдельные орфанные ЛС по региональным постановлениям плюс госпитальные поставки.

Один из крупных чиновников Минздрава середины нулевых вспоминает, что на государственном уровне вопрос о выделении всей «онкологии» в отдельную бюджетную программу не ставился. После бесславного краха программы ДЛО (по совокупности причин) в 2006 году чиновники были больше озабочены тем, как вернуть контроль над выпиской препаратов и расплатиться по долгам с компаниями‑партнерами. Так, например, четыре МНН онкоблокбастеров оказались в списке программы «Семь нозологий», куда под персональный надзор Минздрава попали 18 самых дорогих МНН. Да и с этими четырьмя МНН все было не так просто. Оказалось, что государство не совсем хорошо представляет, сколько в стране онкобольных и какая лекарственная терапия им необходима. Ведущий научный сотрудник ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАН Елена Тельнова [в 2010–2013 годах врио руководителя Росздравнадзора. – VM] вспоминает: «По каким‑то заболеваниям реестры были на уровне органов управления здравоохранения субъекта, по каким‑то – на уровне фармацевтической компании. Все это состыковывалось. Помощь оказывали и общественные организации. На основании расхода (данные Росздравнадзора и аналитических компаний), а также реестра рассчитывалась потребность в ЛС, проводились переговоры с производителями. По всем нозологиям были составлены стандарты, утвержденные приказами министерства». В итоге «Семь нозологий» стали наиболее успешным государственным проектом на рынке закупок ЛС. Побочным эффектом решения чисто контрольной и финансовой задач стало то, что бюджетных средств могло недоставать на закупку препаратов для других категорий пациентов, в том числе онкологических. По сути, аналогичную работу – переговоры с поставщиками, выверку реестров пациентов, составление стандартов лечения – нужно было проводить по всем видам рака. Акцент на администрировании, а не на проблеме снижения смертности среди онкобольных в долгосрочной перспективе сыграл с государством злую шутку. С 2004‑го по 2013 год объем госзатрат на закупку онкопрепаратов увеличился более чем в 12 раз, но проблема дефицита лекарств в отдельных (в особенности дотационных) регионах так и не решена. Это подтверждает генеральный директор ЗАО «Фарм‑Синтез» Тимофей Петров: «Существуют задержки с платежами, несвоевременным расчетом, по факту на конец года бюджеты закрываются, а в течение года – перебои. В некоторых регионах действуют лимиты на отпуск препаратов, и уложиться в них, естественно, могут не все, а, следовательно, многие пациенты не получают своевременной помощи».

Елена Тельнова все же считает, что нынешняя ситуация с помощью онкобольным несравнима с той, что была еще 10 лет назад: «В субъектах Федерации стали вести канцер‑регистры, появились какие‑то наметки на прогнозирование потребности. Но в некоторых регионах, действительно, есть такое впечатление, о пациентах как будто не думают: могут прервать лечение, могут не назначить препарат».

ТРЕТИЙ В КЛЕШНИ

Сделанный несколько лет назад упор на контроль в «Семи нозологиях» отразился на специфике всего онкорынка. Из общего объема закупки профильных ЛС в 2013 году – 55,17 млрд рублей – на четыре блокбастера из этой программы пришлась треть всех средств – 16,4 млрд. Это при том, что всего к категории противоопухолевых препаратов, закупавшихся на торгах в прошлом году, относятся 44 МНН.

В 2013‑м 55 млрд рублей освоили чуть больше 400 поставщиков, однако уже первая сотня обслужила 96,43% от общего объема госзакупок. А к числу наиболее авторитетных игроков онкорынка можно отнести только первую десятку, потянувшую 76% от общего объема рынка. Три из них – «Фармстандарт», «Биотэк» и «Ирвин 2» – обеспечили себе лидерство за счет участия в «Семи нозологиях». Причем своим успехом (позицией в ТОП3 рейтинга) последняя компания, по сути, обязана единственному подряду на поставку препарата Велкейд (бортезомиб) от Janssen. А вот первые две компании куда более серьезно окопались на сверхдоходном рынке. Тот же «Фармстандарт» «держит» подряд на самый дорогой препарат «Семи нозологий» – Мабтеру от Roche (ритуксимаб), организовав на своих мощностях его упаковку. Структуры владельца компании Виктора Харитонина активно страхуют и другие маржинальные ниши онкорынка, свидетельство тому – недавнее приобретение контрольной доли в отечественном «Биокаде», замахнувшемся на выпуск аналогов блокбастеров Roche.

По сложному пути завоевания онкорынка, а значит, в расчете на долгосрочную стратегию, пока очевидно идут четыре игрока из ТОП10 – «Р‑Фарм», «Фармстор», «Интермедсервис» и «Евросервис». Все они преимущественно «делают объемы» за счет госпитальных поставок. «Р‑Фарм» освоил почти четверть от всех госзатрат на закупку онкопрепаратов (компания лидирует по поставкам в 37 регионах России, еще в 26-ти входит в первую тройку). Да и в структуре его собственной выручки строка «онкология» занимает вполне весомую долю – 17%, подтверждает гендиректор компании Василий Игнатьев.

Тезис о том, что хорошо зарабатывать можно не только по программе «Семь нозологий», подтверждают и данные закупок онкоблокбастеров, не входящих в список этой госпрограммы. Наибольшую сумму – 4,9 млрд рублей – среди торговых наименований собрал Герцептин от Roche (лечение рака молочной железы). В пятерку самых дорогих по сумме заключенных контрактов входят еще два препарата швейцарской компании – это Авастин с 2,81 млрд рублей и Мабтера (ее закупают не только в «Семи нозологиях») с 1,15 млрд рублей. Еще два лидера – это Таксотер Sanofi и Золадекс AstraZeneca – были закуплены на 1,29 млрд рублей и 1,08 млрд рублей соответственно.

На данный момент блокбастеры – основная движущая сила рынка. Они же – основной фактор риска его схлопывания. За примером далеко ходить не надо – после того как структуры, считающиеся близкими к группе «Биотэк» Бориса Шпигеля и компании «Фармстандарт» Виктора Харитонина, в 2012 году, выведя дженерики, разрушили монополию швейцарской Novartis на рынке иматиниба (препарат программы «Семь нозологий»), объем закупки рухнул за год на два порядка – с 9 млрд до 133 млн рублей.

С учетом нависающей угрозы патентного обвала аналогичные проблемы могут ждать и другие мировые компании‑оригинаторы, а значит, и их отечественных дистрибьюторов. Какую конкуренцию им могут составить отечественные разработчики онкопрепаратов, читайте в материале «И не друг, и не в рак».

онкопрепараты, рынок онкопрепаратов, госзакупки
Поделиться в соц.сетях
Нижегородский суд отменил госзакупку лекарств на 112 млн рублей
21 Февраля 2017, 18:47
К 2025 году объем мирового фармрынка достигнет $1,7 трлн
21 Февраля 2017, 17:51
Первому МГМУ выделят полмиллиарда рублей на повышение конкурентоспособности
21 Февраля 2017, 17:19
Счетная палата раскритиковала закупку автомобилей скорой помощи
21 Февраля 2017, 16:51
Нижегородский суд отменил госзакупку лекарств на 112 млн рублей
Арбитражный суд Нижегородской области поддержал решение областного управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС)  об аннулировании закупки лекарств для льготников, также как и контракта, заключенного между региональным Министерством здравоохранения и единственным участником торгов ООО «Поволжье-Фарм». Сумма контракта составила 112 млн рублей.
21 Февраля 2017, 18:47
«Ростех» займется развитием Единой информационной системы госзакупок
Правительство России выбрало госкорпорацию «Ростех» единственным исполнителем государственных контрактов с Федеральным казначейством по развитию и эксплуатации Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в 2017-2018 годах. Также была завершена разработка информационно-аналитической системы (ИАС) мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Запуск системы планируется с 1 марта 2017 года.
20 Февраля 2017, 23:05
316
Почему структуры, близкие к миллиардерам Усманову и Керимову, заинтересовались производством шприцев
1394
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
18 Февраля 2017, 12:39
767
ФАС обвинила три компании в сговоре при поставках лекарств и медтехники
14 Февраля 2017, 8:56
Хищения при медицинских закупках в Хакасии оценены в 600 млн рублей
Следственное управление МВД по Республике Хакасия возбудило уголовное дело в отношении бывшего руководителя ООО «Аквадез» Евгения Рукосуева и группы неустановленных лиц. По данным следствия, в 2016 году Рукосуев и руководители нескольких аффилированных структур заключали устные антиконкурентные соглашения при поставках медицинских товаров, благодаря чему извлекли доход в сумме более 600 млн рублей. Это уже третье уголовное дело, связанное с коррупционным скандалом, в котором оказались замешаны как чиновники республиканского правительства, так и руководители коммерческих фирм, по версии следствия, поставлявших препараты и медицинское оборудование по завышенным ценам.
13 Февраля 2017, 14:53
Региональные фармации вдвое увеличили закупки в конце 2016 года
Региональные государственные аптечные сети вдвое увеличили объем закупок лекарств в соответствии с 223-ФЗ. Сумма тендеров, прошедших в конце 2016 года, достигла 80 млрд рублей, подсчитали аналитики Headway company. Закупившись впрок, госзаказчики откладывают необходимость переходить на закупки по 44-ФЗ, который требует обязательного проведения конкурса и не позволяет закупать препараты по торговым наименованиям.
9 Февраля 2017, 8:20
Как фармбизнес и государство относятся к риск-шерингу
431
В Брянской области стоимость госзакупок снизили в 1,7 раза
В Брянской области за два года удалось в 1,7 раза снизить среднюю стоимость государственных закупок благодаря учреждению специальной должности помощника губернатора по мониторингу. Особенно большой эффект эта мера возымела в сфере здравоохранения и образования,  рассказал губернатор региона Александр Богомаз.
3 Февраля 2017, 8:16
«Вимм-Билль-Данн» подал в суд на ФАС из-за поставок на молочные кухни Москвы

Компания «Вимм-Билль-Данн» подала в суд на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), отменившую итоги шести тендеров на поставку молочных продуктов для Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ), которые компания выиграла в январе 2017 года. На торгах с «Вимм-Билль-Данн» конкурировали компании, которые могут быть связаны с медцентром EMC.

30 Января 2017, 14:58
Минэкономики отказалось согласовать проект правил закупки лекарств
30 Января 2017, 13:00
Собянина попросили объяснить разницу в ценах при закупке онкопрепаратов
26 Января 2017, 13:56
Собянин попросил убрать закупки города с федерального портала

Мэр Москвы Сергей Собянин попросил премьер-министра России Дмитрия Медведева разрешить городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, а также регионам с госзакупками объемом более 100 млрд рублей использовать для проведения своих закупок не сайт единой информационной системы закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru), а собственные порталы. Через ЕИС в числе прочего осуществляются госзакупки лекарств, медоборудования и услуг для медицинских учреждений города.

25 Января 2017, 13:36
2881
Яндекс.Метрика