ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
20 Февраля, 21:55
20 Февраля, 21:55
57,63 руб
61,45 руб

«Нет задачи из 3% рынка сделать 3,5%, размазав аптеки по стране»

Анна Петрошай
2 Ноября 2015, 10:22
1855
Зачем группа «Роста» покупает дискаунтер «Ладушка».
Сделка по покупке фармацевтической группой «Роста» нижегородского дискаунтера «Ладушка» будет закрыта в ближайшее время. Объединенному игроку, который по итогам 2015 года сможет претендовать на место в ТОП5 аптечных сетей России, будет принадлежать более тысячи аптек, 270 из которых – как раз вклад «Ладушки». Собственники нижегородского ритейлера, включая гендиректора сети Александра Шалунова, из бизнеса не уходят и будут отвечать за развитие дискаунт формата в объединенной компании дальше. Руководить новым крупным игроком будет первый вице президент «Росты» Александр Тарасов. О том, с какой стороны надо подступиться к строительству на базе активов «Росты» и «Ладушки» новой федеральной аптечной сети, Тарасов и Шалунов рассказали в интервью Vademecum.

 – Год назад «Роста», «Ла­душка» и «Губернские аптеки» заключили мар­кетинговый союз. Широко вы его не представляли, но на рынке говорили, что ведете совместный прием производителей. Это со­трудничество изначально подразумевалось как некий подступ к сделке?

Александр Тарасов: Мы с сетью «Ладушка» зна­комы давно как дистри­бьюторы, но активные переговоры с акционе­рами «Ладушки» начали в середине прошлого го­да. Поначалу мы хотели синхронизировать нашу маркетинговую актив­ность и считаем, что совместная работа была эффективной. Мы начали подступаться, обсуждать возможные конфигура­ции сотрудничества. Ни­какой спешки не было, мы в спокойном режиме обсуждали и думали, как сделать так, чтобы сделка принесла пользу обеим компаниям, как максими­зировать те плюсы, кото­рые мы от сделки можем получить.

– Сколько времени занял due diligence?

А.Т.: Стандартный для рынка срок, как только мы предметно договорились, – в пределах полугода.

– «Ладушка» и объединен­ная сеть «Росты» («Пер­вая помощь» и «Радуга») прибыльны по итогам 2014‑го и первого полугодия 2015 года?

А.Т.: Да, конечно. При этом мы видим суще­ственный потенциал в росте прибыльности. В этом состоит основная задача по объединению сетей.

– Противников идеи круп­ных покупок на рынке много. Главный аргумент критиков – желаемого эффекта большие сделки не дают, поскольку сетки покупаются не как само­ценный бизнес, а скорее прежним собственникам платят за договоры аренды и за персонал. Группа «Ро­ста», наоборот, второй год подряд прирастает за счет крупных M&A. «Ладушка» покупалась как бизнес?

A.Т.: У нас никогда не было задачи приобретать пра­ва аренды – ни в сделке с «Первой помощью», ни сейчас, в сделке с «Ла­душкой». Мы в каждом из случаев видели дополни­тельную синергию. В случае с покупкой сети «Первая помощь» мы видели суще­ственный прирост нашей рыночной доли в нашем основном регионе – Пе­тербурге. Мы видели ин­тересные возможности по оптимизации затратной части обеих компаний, технологические реше­ния, которые можно было распространять на всю сеть и увеличивать эффек­тивность объединенного игрока. Похожая мотивация у нас и в сделке с «Ладуш­кой». Для нас важно, чтобы объединенная компания была представлена в боль­шем количестве регионов, у нас теперь крепкие ры­ночные позиции в При­волжье. Помимо этого, мы видим востребованность бизнес‑модели «Ладушки», которую сеть три года вы­страивала в низкоценовом сегменте. Мы рассчитыва­ем, что сможем и дальше эту модель развивать и рас­пространять на нашу сеть. Когда мы говорим о при­обретении, это не только арендные точки, но еще и те или иные особенности биз­нес‑моделей, которые нам дают синергию объединен­ной компании, будь то уве­личение нашей закупочной силы, какие‑то решения по управлению аптеками, по ценообразованию. А то, что наши конкуренты счи­тают, что приобретения – это договоры аренды… Просто они недооценивают важность этого инструмента для развития компании.

– Что у «Ладушки» с кредит­ной нагрузкой? Как вообще банки отреагировали на объ­единение? Как вы с ними урегулировали вопрос долга?

А.Т.: Кредитная нагрузка «Ладушки» минимальная, банки понимают, что ком­пания становится сильнее, готовы и далее развивать сотрудничество.

– Почему тогда собственники «Ладушки» решили свой актив реализовать? Основатели компании последние пять лет довольно быстро, судя по не­довольству локальных ритей­леров, покоряли региональные рынки, вошли в ТОП15. Что мешало «Ладушке» дальше находиться в одиночном плавании?

Александр Шалунов: У нас несколько акционеров в компании, и в какие‑то пе­риоды у каждого из нас были разные цели, мы все время искали определенный компромисс. В 2009 году мы поняли, что основную роль на аптечном рынке будут играть крупные межрегио­нальные сети. Именно тогда мы поставили перед собой задачу активно развиваться в других регионах, вышли за пределы Нижегородской области с идеей аптеки‑дис­каунтера и воплотили ее в се­тевом формате. Успешные дискаунтеры были и до нас, но на локальном уровне – в Москве был «Самсон», в Питере были «Озерки». Сети межрегионального уровня не было. Мы фак­тически запустили это движение. Поначалу нас никто не видел и не замечал, мы были где‑то во второй сотне рейтинга аптечных сетей, а затем стремительно ворвались на 15‑е место или даже, по оценкам других аналитиков, на 13‑е место. Можно считать, что тренд мы отыграли.

Сейчас тренд будет другой. Мы понимаем, что будущее не за межрегиональными сетями, а за федеральны­ми. И, в общем‑то, мне как управленцу и другим моим коллегам, которые хотят продолжить работу в объеди­ненной аптечной компании, интересно создавать сильную успешную федеральную сеть. С менеджментом «Росты» у нас эта цель совпала.

– То есть продажа компа­нии именно «Росте» – это еще один компромисс основателей?

А.Ш.: Конечно. Нам было важно, в какие руки она пе­рейдет, будут ли жить и раз­виваться те идеи, которые мы закладывали. Это очень важно для собственников: не только получить деньги и уйти из бизнеса, но и про­должить свое развитие. А мы к тому же были соб­ственниками‑менеджерами компании.

– Вот насчет собственников. Все ли собственники оста­ются в компании? На каких условиях?

А.Ш.: Не все. Кто‑то ушел реализовывать свои личные проекты.

А.Т.: Большинство необхо­димых для развития объеди­ненной компании менедже­ров‑собственников остаются.

– Сколько каждый собствен­ник получит в результате сделки?

А.Ш.: Это закрытая коммерческая инфор­мация. Мы не можем рассказывать, какие мы получим бенефиты от про­дажи компании, кто какую долю реализовал.

– Теперь нижегородская команда должна переехать в Москву или Питер или нижегородский офис оста­нется центральным для дискаунтера?

А.Ш.: В идее объединен­ной аптечной компании мне нравится то, что у сети будет несколько центров управления. И, в частности, предполагается, что у нас останется офис в Нижнем Новгороде и он будет цен­тром управления дивизиона «Ладушка».

А.Т.: У нас нет офиса в Мо­скве. Наш основной офис находится в Санкт‑Петер­бурге. При этом мы по мере продвижения интегра­ции будем делать единую структуру объединенной компании, в том числе единую территориальную структуру. Сохранит­ся принцип нескольких центров управления в тех регионах, где у нас суще­ственные рыночные пози­ции. Это Санкт‑Петербург, Нижний Новгород, Новоси­бирск, возможно, Красно­дар и Волгоград – там тоже существенное присутствие.

– Как будет выстроена система управления и иерархия в компании? Кто кому подчиняется? Будет ли какой‑то совещательный орган?

А.Т.: В других сегмен­тах фармгруппы «Роста» у нас принят достаточно современный стиль кор­поративного управления. И в «рознице» мы сформи­руем совет директоров, ко­торый будет представлять интересы акционеров.

А менеджерская команда будет выстраиваться в процессе интеграции, здесь тоже будет коллегиальный орган управления.

– У «Ладушки» много убыточных точек? Как в компании намерены с ними поступать: отличаются ли подходы к убыточным точкам у «Росты» и «Ладушки»?

А.Ш.: Ну конечно, у «Ладушки» есть убыточные аптеки. Пока мы еще не скоординировали политику, не пришли к единому мнению, как с ними поступать. Потом у компаний были разные управленческие подходы к оценке прибыльности. В ближайшее время просто согласуем единый подход.

А.Т.: Внутри каждого территориального дивизиона есть или будет руководитель, который отвечает за показатели на своем участке, вплоть до каждой аптеки. Если говорить о следующем годе, у нас уже будут совместные показатели, совместный бюджет, совместный подход. За всю объединенную компанию отвечать буду я, а Александр [Шалунов. – Vademecum] – непосредственно за «Ладушку».

– Если ничего похожего до конца года не случится, объединенный игрок теоретически сможет претендовать на место в ТОП5 или даже ТОП3 сетей. Можно ли говорить, что это и было целью сделки для «Росты»?

А.Т.: Мы никогда не смотрим на места в рейтингах. Мы верим в консолидацию рынка, в то, что можно выстроить в нашей стране большую, сильную компанию, которая будет сопоставима с крупными компаниями в других розничных сегментах. И выбирали себе партнера исходя из этих целей. Если мы займем третье место в рейтинге, хорошо. Будем четвертыми или пятыми – не сильно огорчимся. Главное, чтобы в итоге у нас была эффективная и конкурентоспособная компания.

А.Ш.: Давид Паникашвили, президент группы «Роста», говорит, что лучше быть не первыми, лучше быть максимально эффективными. Значит, основное в нашей интеграции – это как раз создать лидера по эффективности в аптечной рознице. На это будет направлена реформа объединенной компании. Умение управлять продажами, умение выстроить правильную мотивацию фармацевтов по продаже для производителей – компетенции очень ценные, мы будем ими делиться. С другой стороны, будем дальше вместе вести работу с ассортиментом, формировать систему покупательской лояльности, улучшать микроклимат в аптеках.

– У «Ладушки» есть прямые договоры поставки с производителями?

А.Ш.: Нет и не было.

А.Т.: В отношении прямых договоров у нас позиция такая: мы считаем, что пока, на сегодняшний день, это неэффективная история. Мы считаем, что дистрибьюторы в полной мере обеспечивают логистику, которая требуется для снабжения аптек, и пока мы не видим в этом экономики. Понятно, что в итоге, наверное, на горизонте трех – пяти лет ситуация будет меняться. Мы наблюдаем, какие‑то возможности для себя изучаем. Но если говорить о сегодняшнем дне, о следующем годе, мы будем работать только с дистрибьюторами.

– Как в связи с вышесказанным у вас будут строиться отношения с оптовиком, входящим в группу?

А.Т.: Мы считаем, что стратегическое партнерство с ЗАО «Роста» – преимущество объединенной компании. При этом у нас есть самостоятельные задачи, которые нам ставят акционеры. Следовательно, мы

взаимодействуем со всеми дистрибьюторами, у нас рыночный подход. Кто нам предложит лучшие условия, тот и будет с нами работать.

– Уже есть план по охвату регионов, по количеству точек? Какую долю на локальных рынках хотите занять?

А.Т.: Мы заняты интеграцией. Новый план конкретизируем по итогам этого процесса.

– То есть нет пока плана?

А.Т.: У нас есть абсолютно ясная задача – продолжать расти. Мы должны стать сильнее в домашних регионах. Там мы будем в первую очередь развиваться как за счет существующих точек, так и за счет открытия новых аптек. Просто, наверное, преждевременно какие‑то конкретные цифры вам называть.

Рынок растет, мы хотим как минимум вместе с рынком расти, а в ключевых регионах – расти опережающими темпами. Нет задачи, грубо говоря, из 3% рынка сделать 3,5%, размазав аптеки по стране. Мы хотим фокусироваться на тех регионах, где видим перспективу. Александр правильно сказал, что у нас нет цели стать номером один. Мы работаем на неконсолидированном рынке, в этих условиях лидерство – вещь условная.

– У вас теперь три бренда – «Первая помощь», «Радуга» и «Ладушка». По какому принципу вы будете распределять форматы? Вот, например, в группе «36,6» смотрят на конкретное помещение и решают: здесь будет аптека бренда «Горздрав», а здесь – «36,6», тут – A.v.e. Но это локальный, по сути, игрок. Вы же работаете во множестве регионов.

А.Т.: Мы видим высокую лояльность к тем брендам, которые у нас уже есть, на конкретных рынках. В Петербурге высокая лояльность к «Первой помощи», в Нижегородской области – к «Ладушке», в Новосибирской области – к «Радуге». К какому бренду выше лояльность в регионе, на тот и будет делаться ставка.

– Под вывеской «Первая помощь» или «Радуга» будут открываться жесткие дискаунтеры?

А.Т.: Нет. Набор брендов, который у нас есть, закрывает практически все покупательские сегменты.

– «Ладушка» или другой ваш дискаунтер под новой вывеской будет прорываться на рынки Москвы или Питера?

А.Т.: Возможно. Если рынок будет этого требовать.

аптеки, аптечная сеть, ладушка, роста
Поделиться в соц.сетях
Академик Константин Лядов будет работать в «Медси»
Сегодня, 17:40
Выручка «Отисифарма» выросла на 50%
Сегодня, 16:58
Девелоперская компания вложит 800 млн рублей в детскую клинику
Сегодня, 14:33
Правительство выделит 2,3 млрд на специализированную медпомощь
Сегодня, 14:06
Три юрлица сети «Здоровые люди» намерены подать заявления о банкротстве
14 Февраля 2017, 17:57
«СК-Фармация» заплатит $4 млн штрафа
10 Февраля 2017, 18:39
«Роста» выиграла иск к учредителю газеты «Ведомости»
ЗАО «Роста», головная компания одноименной фармацевтической группы, выиграло иск о защите деловой репутации к учредителю газеты «Ведомости» АО «Бизнес Ньюс Медиа». Поводом для судебного разбирательства стал материал «Ведомостей» о возможном объединении групп «Роста» и «36,6».
9 Февраля 2017, 8:50
Инвестиционный глум
777
Аптечную сеть «Ладушка» обвинили в недостоверной рекламе
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Волгоградской области признала недостоверной рекламу сети аптек «Ладушка» (ООО «Волжская аптека») – «Ладушка. Аптеки низких цен» – и предписала прекратить ее распространение.
19 Января 2017, 20:08
Аптечная сеть «Апрель» освоит 12 новых регионов в 2017 году
Аптечная сеть «Апрель», сейчас насчитывающая более 500 розничных точек в пяти субъектах РФ, в этом году планирует выйти в 12 новых регионов и довести общее количество аптек до тысячи, рассказал Vademecum владелец сети Вадим Анисимов.
19 Января 2017, 9:03
Х5 получит опцион на покупку доли в аптечной сети «Мега фарм»
Х5 Retail Group может получить опцион на покупку доли в аптечной сети «Мега фарм», следует из данных ЕГРЮЛ. Сеть «Мега фарм» развивают акционеры фармдистрибьютора «СИА», в частности президент «А1» Александр Винокуров. В сентябре «Мега фарм» заключила с Х5 соглашение о приоритетном праве размещения аптек на территории магазинов ритейлера. До конца 2020 года «Мега фарм» собирается открыть в прикассовой зоне «Пятерочек», «Перекрестков» и «Каруселей» более 3 300 аптек.
13 Января 2017, 15:47
Минздрав намерен легализовать интернет-аптеки с октября 2017 года
Министерство здравоохранения рассчитывает, что продажи лекарств через интернет будут легализованы с октября 2017 года.
11 Января 2017, 17:28
719
Росздравнадзор будет чаще проверять аптеки-нарушители

В 2017 году Росздравнадзор планирует запустить пилотный проект по присвоению аптекам категорий: от опасных (очень высокая степень риска) до умеренно безопасных. Чрезвычайно опасными будут считаться аптеки, за которыми зарегистрировано большое количество нарушений, их ведомство будет проверять раз в год, аптеки высокой степени риска будут проверять раз в два года, аптеки умеренного риска – не чаще одного раза в шесть лет. Об этом рассказал исполнительный директор ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов.

9 Января 2017, 16:41
630
Аптечная сеть «Мега фарм» придет в Санкт-Петербург
Новая аптечная сеть «Мега фарм», принадлежащая акционерам фармдистрибьютора «СИА Интернейшнл», начала осваивать Северо-Западный федеральный округ – компания открыла семь аптек в Санкт-Петербурге.
29 Декабря 2016, 14:35
«Томскфармацию» и «Аптеку №77» приватизируют
27 Декабря 2016, 15:32
Скворцова: спиртовые настойки не будут изыматься из аптек
Спиртосодержащие лекарственные препараты не будут изыматься из региональных аптек, заявила журналистам министр здравоохранения Вероника Скворцова.
23 Декабря 2016, 18:11
720
Аптечная сеть «36,6» закрыла сделку по слиянию с «А5»
ПАО «Аптечная сеть 36,6» закрыло сделку по слиянию с группой «А5», рассказал Vademecum пресс-секретарь «36,6» Алексей Киселев-Романов. В ходе этой сделки на рынке образовалась крупнейшая розничная сеть с долей рынка почти 5%.
22 Декабря 2016, 19:23
Яндекс.Метрика