ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
8 Декабря, 5:13
8 Декабря, 5:13
63,91 руб
68,50 руб

Нарко и пастух

Дарья Шубина
9 Сентября 2014, 13:21
2424
Минобрнауки знает, как оградить студентов и школьников от пагубных пристрастий

С 31 августа российские образовательные учреждения всех ступеней смогут приступить к тестированию учащихся на употребление наркотиков. Ориентиром для операторов мониторинга станет Порядок профилактической диагностики, формализованный в виде приказа Минобрнауки №658 от 16 июня 2014 года. Полномочия и ответственность за осуществление профилактических мероприятий федеральный центр делегировал регионам, многие из которых уже имеют подобный опыт. Правда, далеко не все региональные бюджеты готовы нести возникающую в этой связи дополнительную нагрузку при спорной, даже по оценке ФСКН, эффективности подобного наркологического скрининга.

Впервые о необходимости масштабного тестирования учащихся на пристрастие к наркотикам в апреле 2011 года заговорил Дмитрий Медведев. На заседании Госсовета действующий тогда Президент РФ привел данные «неофициальной статистики»: 70%, или 1,4 млн наркозависимых рос­сиян – молодежь до 30 лет, а нижняя возрастная планка потребителей наркотических веществ «катастрофиче­ская» – 11‑12 лет. Исправить ситуацию, по мнению Мед­ведева, мог бы федеральный закон, регламентирующий тестирование школьников и студентов на раннее употребление наркотиков.

В ноябре 2012 года Ми­нистерством образования и науки был разработан, согласован с правительством и отправлен в Госдуму проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». В пояснительной записке авторы документа ссылались на данные некого соцопроса: «В возраст­ной группе от 11 до 24 лет доля лиц, потреблявших когда‑либо наркотики, угрожающе высока – 25%». Там же был назван средний возраст, с которого молодые люди начинают употреблять наркотики, – 15‑16 лет. Эти замеры убедили парламен­тариев принять ФЗ №120, вступивший в силу 5 декабря 2013 года и рамочно описав­ший процедуру обследова­ния школьников и студентов. Прошло еще девять месяцев, пока на свет не появился приказ Минобрнауки №658, где определены детали нар­кологического скрининга.

Первым этапом раннего выявления потребления наркотических средств и психотропных веществ, как записано в документе, явля­ется социально‑психологи­ческое тестирование уча­щихся, вторым – медосмотр. Диагностика добровольная: школьников младше 15 лет можно проверять при наличии «письменного ин­формированного согласия» родителей, учащиеся старше 15‑ти могут принять реше­ние об участии в проверке самостоятельно.

В образовательном уч­реждении тестирование контролирует собранная из преподавателей комиссия. Заполненные обследуемы­ми анкеты направляются сначала в местный орган власти в сфере образова­ния, где в течение 30 дней обрабатываются, а затем передаются в Минздрав или комитет по здравоохранению региона «для планирования дополнительных мер по про­филактике немедицинского потребления обучающими­ся наркотических средств и психотропных веществ». Подробно дальнейшие дей­ствия чиновников в приказе не прописаны, однако ФЗ №120 предполагает, что попавшие по результатам социально‑психологиче­ского теста в «группу риска» учащиеся отправляются в ближайшее учреждение здравоохранения на сдачу необходимых анализов. В случае выявления в орга­низме следов наркотических средств учащийся, опять же на добровольной основе, может быть направлен на ле­чение в наркологический диспансер.

С 2006 года пилотные диа­гностические проверки в об­щеобразовательных учреж­дениях проводились более чем в 60 регионах страны. По данным ФСКН России, из 2,3 млн протестированных за этот период учащихся реально употребляющими наркотики оказались 20 тысяч человек, то есть уровень выявляемости составил примерно 0,9%.

В ходе экспериментов инициаторы – региональ­ные власти – сами решали, сколько молодых людей следует протестировать и кто войдет в фокус‑груп­пу – только школьники или школьники и студенты. Результаты тестов оказались противоречивыми. В Баш­кортостане, например, доля выявленных потребителей наркотиков от общего числа протестированных учащихся составила 0,1%, а в Хабаровском крае этот показатель превысил 17,5%.

Сомнения по поводу репре­зентативности такой выбор­ки эксперты высказывали еще в ходе обсуждения про­екта закона, однако и к дей­ствующему теперь регламен­ту «поголовного» скрининга у специалистов остаются вопросы. Тестирование ре­альной пользы не принесет ни учащемуся, ни его семье и будет восприниматься как принудительная мера, считает заместитель главного врача СПб ГУЗ «Городская наркологическая больница» Виктор Григорьев. «Начинать надо с семейного консуль­тирования психологами. В процессе консультации могут выявиться факторы риска, и только после этого можно проводить лаборатор­ные исследования на употребление психоактивных веществ», – считает практи­кующий нарколог.

Президент Российского об­щества специалистов доказа­тельной медицины Василий Власов еще более скептичен в оценке вступившего в дей­ствие регламента. «Ни одна методика раннего выявления потребления наркотиков качественно не испытыва­лась. Мы не знаем, принесет ли эта инициатива пользу обществу в целом. Зато лабораторное тестирование может быть выгодно конкретным игрокам рынка, которые выиграют от реали­зации тестов и последующей реабилитации выявленных наркопотребителей, роди­тели которых будут готовы заплатить любые деньги за лечение».

Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн, напротив, утверждает, что тестирование уже дает пози­тивные результаты: «В Мо­скве максимальный уровень выявляемости – 10% – мы получили в 2010 году. В этом году доля выявлен­ных случаев всего 3–5%. Соответственно, уровень потребления наркотиков в этой группе граждан снижается. Мы довольны».

Размышляя об эффектив­ности диагностики, сто­ит принять во внимание право учащихся отказаться от тестирования. В 2011 году в Бурятии, где проводились экспериментальные провер­ки, операторы скрининга планировали, что обсле­дование охватит 22 тысячи школьников и студентов ссу­зов в возрасте от 13 до 18 лет, но в назначенный день 8 тысяч человек отказались от участия в тестировании, причем почти половина из них просто прогуляли занятия. Четверть отказав­шихся от проверки избежали теста «по уважительным причинам», столько же отка­зов инициировали родители учащихся.

И в новом учебном году организацией профилак­тики потребления нарко­тиков регионы продолжат заниматься самостоятельно и на собственные средства. Реализуя пилотные проекты, региональные власти могли обойтись «облегченной» – по аудитории и методи­кам – версией тестирования и, соответственно, регулиро­вать объем затрат. В Сверд­ловской области, например, тестирование 2011 года охватило 96 тысяч учащихся и потребовало 60 млн руб­лей, а в Краснодарском крае смогли обследовать 200 ты­сяч человек и потратить всего 32,1 млн рублей.

В приказе Минобрна­уки №658 не заявлены параметры, по которым можно сколько‑нибудь точно оценить объем затрат на предстоящую скрининго­вую кампанию. Примерные прикидки стоимости вопро­са выглядят так: по инфор­мации Росстата, на 1 января 2014 года в России насчи­тывалось 13,8 млн школь­ников, из которых целевую аудиторию тестирования представляют примерно 7 млн учащихся 6–11 клас­сов. Также потенциальными участниками скрининга могут быть 1,98 млн студен­тов колледжей и техникумов и 5,7 млн студентов вузов. Минимальная стоимость экспресс‑теста, выявляюще­го следы наркотиков в моче, составляет порядка 50 руб­лей. Исходя только из этих данных (без учета расходов на доплаты задействован­ным в процессе преподавателям и врачам), медицин­ское обследование учащихся обойдется в 734 млн рублей. Если принять во внимание данные Минздрава о том, что в группу риска попадают примерно четверть прошед­ших социально‑психоло­гическое тестирование, то медицинскому скринингу подлежат 3,67 млн человек, а минимальный объем затрат составит 183,5 млн рублей. Этот сценарий возмо­жен, если регионы смогут выбрать самые дешевые тест‑системы. До нынешне­го учебного года фактически так и было. «Попавшие в группу риска учащиеся сдают анализ мочи, кото­рый проводится с помощью различных тестов, – пояс­няет Евгений Брюн. – В за­висимости от финансовых возможностей регионы используют тесты, опреде­ляющие следы одного, двух или трех веществ».

Точные параметры и реко­мендованную стоимость необходимых для обследо­вания тестов в Минздраве, принимавшем участие в разработке регламен­та, сообщить не смогли. В пояснительной записке к ФЗ №120 оговаривается: согласно письму Минздрава от 19 июня 2012 года №15‑2/10/2‑197, для профи­лактического скрининга «могут использоваться <…> иммунохимические тесты (иммунохроматографиче­ские, иммуноферментные), позволяющие определить метаболиты основных групп наркотических средств в сыворотке крови, моче, слюне, волосах». В качестве примера авторы закона приводят комплекс­ную методику тестирова­ния «Дианарк АТ», которая «позволяет определить минимальное содержание антител к психоактивным веществам (ПАВ), начиная с концентрации 1,7 мг/ мл» и в случае «давности последнего употребления не более двух месяцев».

Владельцем патента на мето­дику является одноименное ООО «Дианарк». В ком­пании подсчитали, что для обследования 3,6 млн российских старшекласс­ников на три группы наркотических веществ с помощью набора реагентов «Дианарк АТ» потребуется 3,48 млрд рублей. По сло­вам директора компании «Дианарк» Марины Мягко­вой, экспресс‑тесты могут определить, есть ли в данный момент наркотическое опья­нение у тестируемого: «Поэ­тому они хороши, например, для обследования водителей. В отношении школьников стоит другая задача – надо определить, были ли у него вообще факты приема наркотиков. Маловероятно, что он придет сдавать анализ в состоянии наркотического опьянения».

Пожелавший сохранить анонимность руководитель другой российской ком­пании – производителя тест‑систем вообще не ви­дит целесообразности в про­ведении скрининга. «Необходимы систематическая работа, постоянный кон­троль со стороны образова­тельных учреждений, семьи, а не разовые «акции». Закон о тестировании не просто несостоятелен, он абсолют­но не нужен», – утверждает собеседник VM, подчер­кивающий, что в таких условиях рынок тест‑систем не развивается, а превраща­ется «в поле борьбы за бюд­жетные деньги».

Против тестирования, как ни удивительно, выступа­ет и ФСКН России. Гла­ва службы Виктор Иванов, сначала поддержавший идею скрининга, предлагал прово­дить тестирование в рамках ежегодной диспансеризации учащихся. Но накануне всту­пления в силу ФЗ №120 2 де­кабря 2013 года на круглом столе в Госдуме неожиданно для многих участников дискуссии назвал тестирование «видом отвлекающей и малополезной профилак­тики»: «Сплошное тести­рование является не только колоссальной тратой денег, но и идеальным способом уйти от реальной деятельно­сти в область производства фиктивно‑демонстративного продукта, проще – показухи или примитивной имита­ции и симуляции реальной деятельности!»

На просьбу VM обосно­вать эту позицию деталь­нее в ФСКН на момент сдачи номера в печать не ответили.

тестирование на наркотики, минобрнауки, фскн
Поделиться в соц.сетях
Систему региональных закупок лекарств могут отменить
7 Декабря 2016, 23:29
Скворцова признала существование коррупции в медицине
7 Декабря 2016, 20:17
ФАС уточнил порядок определения цен на жизненно важные лекарнства
7 Декабря 2016, 20:15
Минздрав разработал методику определения максимальной цены контракта при госзакупках лекарств
7 Декабря 2016, 19:50
«Все аккредитуются, не переживайте»
Как разворачивается и обо что споткнется реформа медицинского образования
938
Голодец: ликвидация ФСКН не окажет влияния на реабилитацию наркозависимых

Ликвидация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) не окажет влияния на реабилитацию наркозависимых, заявила зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец. Этим займется Минздрав.

21 Сентября 2016, 14:16
Реабилитацию наркозависимых могут передать Минздраву и Минтруду
16 Сентября 2016, 20:02
Заработал новый образовательный стандарт для детей-инвалидов

1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучения детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Его целью является обеспечение равных возможностей для детей-инвалидов при инклюзивном образовании.  

1 Сентября 2016, 15:24
Минздрав определил, как проводить тест на наркотики
21 Июля 2016, 20:31
Откуда души торчат
Почему государственная наркологическая служба не справляется с целевой аудиторией
424
Медведев подписал распоряжение о ликвидации ФСКН

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) до конца 2016 года.

30 Мая 2016, 20:09
В Москве открылся Федеральный центр помощи детям с аутизмом

На базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) открылся Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). 

18 Апреля 2016, 19:38
Путин передал ФСКН в подчинение МВД
5 Апреля 2016, 19:49
Правительство дополнило перечень наркотических веществ
4 Апреля 2016, 13:10
ФСКН предложил включить «Лирику» в список наркотических средств
29 Марта 2016, 16:10
ФСКН: в России 1,5 млн героиновых наркоманов
23 Марта 2016, 17:46
В Росздравнадзоре и ФМБА снизилась средняя зарплата
23 Марта 2016, 14:02
В Саратовской области создадут ассоциацию реабилитационных центров для наркозависимых

Реабилитационные центры для наркозависимых совместно с Управлением ФСКН России по Саратовской области намерены бороться с фактами удержания и эксплуатации людей, страдающих наркотической зависимостью, а также с вовлечением их в секты. Для этого в регионе будут созданы профильная ассоциация и реестр реабилитационных центров.

9 Марта 2016, 19:12
504
Яндекс.Метрика