ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
5 Декабря, 12:13
5 Декабря, 12:13
64,15 руб
68,47 руб

Мытный пузырь

Анна Петрошай
7 Сентября 2015, 14:38
2092
«Катрен» подбирает ключи к сложному клиенту
Краснодарская аптечная сеть «Апрель», входящая в ТОП20 крупнейших фармритейлеров России по версии VM, подверглась публичным нападкам со стороны одного из своих дистрибьюторов – авторитетного оптовика АО НПК «Катрен». Поставщик, якобы отчаявшись взыскать со своего розничного визави долги, провел в отношении контрагента мощную информационную атаку: письма о недобросовестности ГК «Апрель» были отправлены «Катреном» множеству дистрибьюторов, в банки, с которыми сотрудничает сеть, и главное – в УФНС по Краснодарскому краю.

Как следует из попавших в многоадресную рассылку писем, причиной всплеска эмоций стали непогашенные обязательства по товарным кредитам, которые ГК «Апрель» накопила перед АО НПК «Катрен», – авторы разоблачения считают, что по состоянию на июнь 2015 года сеть в общей сложности задолжала дистрибьютору 57 млн рублей. Акцентируя внимание на этой сумме, «Катрен» попросил банки проверить, правильно ли они оценивают финансовые риски по своему клиенту и верно ли формируют резерв на возможные потери по ссудам, предоставленным ГК «Апрель». В обращениях к возможно заинтересованным лицам НПК «Катрен» утверждает: основания для подачи заявления о банкротстве «Апреля» имеются.

Участники рынка, опрошенные VM, недоумевают: сумма долга с учетом масштабов бизнеса «Апреля» незначительная. По итогам двух кварталов 2015 года «Апрель» претендует на 17‑ю строчку в рейтинге ТОП100 аптечных сетей России с выручкой 3,43 млрд рублей. «Сумма задолженности с учетом масштабов бизнеса «Апреля» не критичная. Во всяком случае, вопрос по этой задолженности точно можно решить в формате диалога, а не санкций. Потеря «Апрелем» устойчивости не выгодна никому», – говорит представитель крупной дистрибьюторской компании. Впрочем, обвинение контрагента в несоблюдении финансовой дисциплины еще не самое тяжкое в арсенале гневающегося «Катрена». Самое симптоматичное в перечне корреспонденций – жалоба краснодарскому УФНС.

Дистрибьютор обратил внимание налоговой службы на подозрительно большое (16) число юридических лиц, входящих в ГК «Апрель». По мнению уведомителей, этот факт может свидетельствовать о том, что краснодарская аптечная сеть дробит собственный бизнес с целью уменьшения налоговой нагрузки. «В частности, недобросовестные налогоплательщики нередко выделяют и регистрируют новые компании на УСН или ЕНВД лишь для сохранения права на специальный режим», – оговаривается «Катрен» в своем письме налоговикам. Заканчивается послание просьбой в ближайшее время провести в отношении ГК «Апрель» внеочередные выездные налоговые проверки.

Несколько компаний в составе группы – еще не свидетельство преступления, пытаются парировать в аптечных сетях. «К «дроблению бизнеса», которое не приветствует ФНС, нас толкает сама жизнь, точнее архаичность лицензионных требований. На рынке мало компаний, которые умудряются оперировать одним юрлицом и при этом быстро открывать аптеки, развиваться», – говорит руководитель крупной межрегиональной сети.

Впрочем, ни для кого в отрасли не секрет, что многие фармритейлеры в стране работают именно так: нет‑нет, да и зарегистрируют под новые задачи компанию, «сидящую» на ЕНВД. Соблазн применить «вмененку» порой оказывается слишком велик. Если предположить, что одна из топовых сетей – самарская «Имплозия», прослывшая «главным налоговым оптимизатором», – целиком (то есть всеми сотнями юрлиц) сидит на режиме ЕНВД, выяснится, что в год экономия на уплате налогов по тысяче аптек может превысить полмиллиарда рублей. «Катрен» – далеко не единственная структура, которая интересуется качеством фискальной дисциплины фармритейлеров. Наиболее активно тут проявил себя СПФО, только в этом году адресовавший письма руководителю ФНС Михаилу Мишустину с просьбой обратить внимание на проблему «дробления бизнеса» аптечных сетей.

Правда, одно дело, когда на нерадивые сети жалуется некоммерческая организация, и совсем другое – письмо от конкретного участника рынка, лидера отрасли, с просьбой проверить законность бизнеса конкретного контрагента. Случай поистине беспрецедентный. Ведь если подобную практику «выбивания долгов» переймут другие дистрибьюторы, аптечной рознице придется несладко. «Апрель», правда, в долгу не остался и также разослал своим партнерам письмо, где сообщил, что считает поведение «Катрена» недопустимым и не соответствующим бизнес‑этике. По мнению генерального директора краснодарской сети Вадима Анисимова, претензии «Катрена» необоснованны и даже смешны. «Практически всю задолженность мы погасили в досудебном порядке, – рассказал VM собственник «Апреля». – На данный момент мы должны «Катрену» 12 млн рублей – это смешная сумма.

А неустойка, которую они хотят с нас взыскать в размере 109,5% годовых, является завышенной и будет оспорена нами в суде. Я уверен, что суд мы выиграем. «Катрен» хотел испортить нашу репутацию, но в итоге испортил свою».

Директор по маркетингу «Катрена» Игорь Чуднов в разговоре с VM подчеркнул, что в отношении ГК «Апрель» были использованы «обычные методы работы», а сам конфликт назвал стандартной ситуацией. На вопрос, означает ли это, что «Катрен» и в дальнейшем будет подобным образом воздействовать на других контрагентов, последовал ответ: «Такая практика была и есть, мы не являемся в ней первооткрывателями».

VM поинтересовался у участников рынка, насколько стандартными и рабочими им видятся такие методы ведения дел. «Нормальные партнеры по бизнесу должны садиться за стол переговоров и находить компромиссные решения, а не доводить дело до публичного выяснения отношений на глазах у всего рынка», – поделился мнением генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина говорит, что это первая на ее памяти жалоба дистрибьютора на клиента в фискальный орган. «Об устройстве бизнеса «Апреля» «Катрен» наверняка знал все. Трудно представить себе другой вариант. Все это время оптовик продолжал поставлять в сеть товар, – рассуждает Неволина. – Но стоило их интересам разойтись, и дистрибьютора вдруг начало сильно беспокоить количество юрлиц у партнера, да так, что дошло до жалобы налоговикам. Это выглядит некрасиво».

В глубину проблемы постарался проникнуть генеральный директор казанской сети «36,6» Артур Уразманов. Суть конфликта не в письмах, а в долгах, напоминает он, ведь все началось с отказа «Апреля» сократить отсрочку платежей с 60 до 30 дней. «На мой взгляд, механизм сокращения сроков платежей – единственный эффективный механизм, имеющийся у поставщиков, для урегулирования количества адекватных аптечных сетей, с которыми можно работать.

А чем дольше будет отсрочка, тем чаще будут появляться ненадежные аптеки», – считает глава казанской «36,6». Участники рынка тем временем говорят, что сотрудники ФНС и без дополнительных сигналов сейчас инициируют проверки в отношении крупных аптечных сетей, качество уплаты налогов которыми вызывает сомнение. Например, в отделе анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по Москве, куда VM обратился за комментарием, этот тезис опровергать не стали, но мотивы фискального интереса к фармотрасли назвали «служебной информацией».



		
Поделиться в соц.сетях
ФАС: лекарства для больниц и школ закупаются втридорога
Сегодня, 11:02
IBM поможет Pfizer в разработке новых онкопрепаратов
Сегодня, 8:46
Бюджет подмосковного фонда ОМС увеличили до 97,5 млрд рублей
Сегодня, 7:14
Важнейшие новости прошедшей недели
3 Декабря 2016, 10:00
Яндекс.Метрика