ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
20 Января, 8:50
20 Января, 8:50
59,35 руб
63,18 руб

Гвоздь в программу

Анна Родионова, Кирилл Седов
28 Июля 2014, 17:09
2062
На чем держатся госгарантии бесплатной медицинской помощи

В начале июля Минздрав отчитался о реализации в 2013 году программы государственных гарантий бес­платного оказания медицинской помощи. Траты федерального и консолидированных региональных бюджетов на медобслуживание населения существенно сократились, а расходы системы ОМС, наоборот, выросли более чем в полтора раза – до 1,16 трлн рублей. С увеличением нагрузки на бюджеты фондов ОМС программа госгарантий по факту будет гарантировать все меньше, прогнозируют эксперты.

ВЫЧИТАНИЕ СЛАГАЕМЫХ

Впервые программа госгарантий бесплат­ного оказания гражданам медицинской помощи была принята еще в 1998 году. И каждая ее новая версия представляет собой, по сути, базовый документ, регла­ментирующий организацию и финансиро­вание здравоохранения. Несмотря на регу­лярный пересмотр нормативов, показателей и структуры программы, претензии от­раслевых экспертов к ней в большинстве своем остаются неизменными – документ обвиняют в расплывчатости и декларатив­ности. «Отсутствует четкий перечень услуг, предоставляемых бесплатно. Создается впечатление, что медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в боль­шинстве случаев, что противоречит фак­тической тенденции нарастания платности в обеспечении населения медицинскими услугами», – говорит доцент кафедры госу­дарственного и муниципального управле­ния Высшей школы менеджмента СПбГУ Татьяна Скляр.

Программа госгарантий образца 2013 года, по мнению экспертов, представляла собой особый случай: на ее содержание повлиял федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании», впервые уста­новивший размер и порядок уплаты страхо­вого взноса на ОМС неработающего насе­ления. Тот же закон определил содержание базовой и территориальных программ ОМС, структуру тарифа на оплату медпомощи, формируя тем самым тенденцию перехода на одноканальное финансирование. И отчет Минздрава о реализации программы госга­рантий должен был показать, насколько комфортным этот переход оказался.

Подтверждения того, что бюджеты фон­дов ОМС далеко не всегда справляются с возросшими нагрузками, в информаци­онном поле появляются регулярно. При­

чем нехватку средств испытывают медуч­реждения самых разных калибров, форм собственности и уровней подчиненности. «Запись на консультации и госпитализации по направлениям из поликлиник в рамках ОМС временно приостановлена с 1 июня 2014 года в связи с отсутствием финансиро­вания», – сообщает сайт санкт‑петербург­ского НИИ ЛОР. В институте, находящемся в федеральном ведении, ссылаются на со­кращение регионального планового зада­ния по ОМС в текущем году и прогнозиру­ют ухудшение ситуации в 2015‑м.

Нижегородская частная сеть клиник «Пер­сона» еще в апреле объявила о приостановке прикрепления новых пациентов по про­грамме ОМС «до получения дополнитель­ных объемов услуг от фонда обязательного медицинского страхования».

Счетная палата 16 июля сообщила о дефи­ците финансирования (в разных случаях – от 3 до 30%), возникшем в некоторых меди­цинских организациях ФМБА. Причиной

безденежья, как заявляют аудиторы, стало «сокращение средств федерального бюджета на оказание медпомощи при отсутствии ме­ханизма возмещения этого дефицита за счет средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС».

Отчет Минздрава подтверждает, что фе­деральных, равно как и региональных, средств в общем объеме финансирования здравоохранения действительно стало меньше. В 2013 году расходы на реализа­цию программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи из всех источников составили 1,9 трлн рублей: из федерально­го бюджета на эти цели было направлено 330,3 млрд рублей (произошло сокраще­ние на 19,7% по сравнению с 2012 годом), из консолидированных бюджетов регио­нов – 478,2 млрд (сокращение на 17,6%). Вместе с тем расходы на предоставление медуслуг населению за счет средств ОМС за год увеличились на 60,8%, составив 1,167 трлн.

Если сокращение федерального финансиро­вания здравоохранения является плановым, то уменьшение суммарных расходов субъ­ектов РФ скорее отражает состоятельность и эффективность региональных бюджетов, отмечает руководитель консалтингового от­дела Aston Consulting Мария Сдвижкова. Со­гласно докладу Минздрава, значительные проблемы по финансовому обеспечению программы госгарантий испытывают 58 ре­гионов – суммарный дефицит территори­альных программ ОМС в этих субъектах РФ составил 81,7 млрд рублей. Максимальный недостаток финансирования зафиксиро­ван в Дагестане, существенная нехватка средства сохраняется в республиках Марий Эл, Алтай, Хакасия, Калмыкия, Чечня, Ингушетия и в Тамбовской области. Кроме того, в отчете ведомства отмечена несбалан­сированность территориальных программ по объемам оказанной медицинской помо­щи и их финансовому обеспечению.

«Субъекты РФ выделяют средства на оплату медицинской помощи, не входящей в базо­вую программу ОМС, ниже установленных правительством нормативов», – поясня­ет причины дисбаланса директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. На законодательном уровне установлены обязательства регионов направлять ассигнования для обеспече­ния адекватного тарифа на оплату меди­цинской помощи в системе ОМС. Однако, пользуясь тем, что соответствующими нормативно‑правовыми актами, в том числе программой госгарантий, параметры этой «адекватности» не определены, ряд реги­онов свои обязательства не выполняют. Еще сильнее смазывает картину отсутствие единых тарифов на оплату медицинской помощи, полагает эксперт: «Регионы не мо­гут оценить, сколько реально финансовых средств необходимо для формирования полного тарифа. В результате при формиро­вании территориальных программ регионы рассчитывают их стоимость исходя из фак­тически имеющегося финансирования, не учитывая реальные потребности меди­цинских организаций».

ВООДУШЕВЛЯЮЩИЙ ПОДУШЕВОЙ

На этом фоне скептически воспринима­ются экспертами и позитивные на первый взгляд декларации Минздрава. В программе государственных гарантий на текущий год и на плановый период 2015‑2016 годов обозначен рост подушевых нормативов финансирования бесплатной медпомо­щи. Если в 2014 году этот показатель со­ставил 10 294 рубля (на 14% больше, чем в 2013 году), то в 2015 году – должен выра­сти еще на 17%, до 12 096 рублей. Однако это увеличение планируется преимуще­ственно за счет средств все тех же фондов ОМС, и, как подчеркивают эксперты, оно будет представлять собой лишь «покрытие инфляции». «То есть, если мы увеличили подушевой норматив условно в 8–10 раз, то реально он, дай Бог, в полтора-два раза увеличился. Последние два‑три года идет снижение расходов на здравоохранение с учетом индексов‑дефляторов», – объяс­няет заведующий отделом экономических исследований ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» Александр Лин­денбратен.

Задекларированные на бумаге нормативы могут сильно отличаться от происходящего в действительности, добавляют аналитики. «В условиях нарастающего экономического кризиса вероятность их соблюдения пред­ставляется не очень высокой, – говорит Татьяна Скляр. – В частности, из‑за того, что значительную долю в общем объеме финансирования системы ОМС состав­ляют расходы региональных бюджетов – и на страхование неработающего населе­ния, и на реализацию целевых программ. Наполняемость же региональных бюджетов напрямую связана с экономической ситуа­цией в стране».

Тем не менее Минздрав в регулярном и до­статочном финансовом наполнении бюдже­тов ФОМС не сомневается, по крайней мере публично. О достигнутой «бездефицитности базовой программы ОМС» министр здраво­охранения Вероника Скворцова рапортова­ла, например, на коллегии своего ведомства в апреле. Однако эксперты с такой оценкой не согласны. «Это результат статистического упражнения, в ходе которого баланс дости­гается снижением финансовых нормативов в расчете на единицу объема», – считает ведущий научный сотрудник Центра поли­тики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Игорь Шейман. Подтверждая этот тезис, эксперт предлагает сравнить российский норматив оказания стационарной помощи – койко‑день по базовой программе ОМС в 2013 году стоит 1 756,2 рубля – с аналогич­ным показателем в экономике здравоохра­нения развитых западных стран, где кой­ко‑день в среднем оценивается в $500–600.

На брифинге в начале июля Вероника Скворцова привела еще один весомый аргу­мент в своем заочном споре с отраслевыми экспертами, заявив, что Минздравом «най­дены источники финансирования для обе­спечения всех расчетных затрат фонда ОМС на 2015‑2016 годы». Более того, министр сообщила о намерении существенно увели­чить объем фонда: в 2015 году – до 1,5 трлн, в 2016 году – до 1,8 трлн.

Однако уже на следующий день после публикации Минздравом отчета о про­грамме госгарантий министр финансов Антон Силуанов на заседании в Госдуме предложил ликвидировать «порог отсе­чения» зарплат, сверх которого страховые взносы не взимаются. В противном случае, предупредил депутатов министр, «небаланс ФФОМСа может составить в 2017 году более 400 млрд рублей». Правда, даже отказ от «по­рога отсечения», по подсчетам Минфина, позволит восполнить необходимые средства лишь наполовину – до 200 млрд рублей.

Пессимистический настрой Силуанова раз­деляют отраслевые эксперты. «Программа госгарантий, к сожалению, сама по себе – не очень удачный механизм. Это программа госгарантий, которая ничего не гарантиру­ет, потому что финансово не обеспечена», – отмечает Александр Линденбратен. По его оценке, федеральный бюджет сокращает ассигнования на здравоохранение в соот­ветствии с планом перехода на одноканаль­ное финансирование, но средств ФФОМС катастрофически не хватает: «Министр говорит, что источники найдены, но не мо­жет их назвать. Оптимизм Вероники Сквор­цовой связан с планами по наращиванию объема финансирования медпомощи за счет бюджетов субъектов Федерации. Но там денег просто нет, и получается, что компен­сировать снижение расходов федерального уровня нечем».

бесплатная медпомощь, госгарантии
Поделиться в соц.сетях
В Москве построят клинику для чиновников высшего ранга за 2,9 млрд рублей
19 Января 2017, 23:09
Законопроект о телемедицине согласован правительством
19 Января 2017, 20:10
Аптечную сеть «Ладушка» обвинили в недостоверной рекламе
19 Января 2017, 20:08
Медучреждениям могут разрешить закупки у одного поставщика на 400 тысяч рублей
19 Января 2017, 18:00
Суд предписал Пермскому краю увеличить финансирование здравоохранения на 2,5 млрд рублей

Прокуратура Пермского края в ходе проверки выявила факт недофинансирования правительством региона государственной программы бесплатного оказания медицинской помощи на 2,5 млрд рублей. Суд поддержал позицию надзорного ведомства и обязал краевое правительство увеличить нормативы финансирования здравоохранения в соответствии с федеральными стандартами.

11 Октября 2016, 17:36
В Госдуме не поддержали идею уменьшения объема медпомощи для безработных

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал не поддержал идею председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая предложила обязать неработающих россиян платить обязательные взносы в фонд ОМС либо снизить для них объем оказываемой медицинской помощи.

9 Сентября 2016, 19:17
ОНФ: московские частные клиники задействованы в системе ОМС эпизодически
18 Августа 2016, 18:29
Минздрав ответил на обвинения фонда «Здоровье» в изменении критериев качества медпомощи
18 Августа 2016, 17:28
Вступили в силу новые правила системы ОМС
3012
Четверть частных клиник работают в системе ОМС

За четыре года доля частных медицинских организаций, работающих в рамках системы ОМС, выросла с 7%  в 2011 году до 25% в 2015, сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

30 Июня 2016, 18:44
547
В Нижегородской области по системе ОМС будут работать 86 частных клиник

В 2016 году количество частных клиник, работающих по системе ОМС, увеличится до 86. В 2015 году пациентов по полисам ОМС принимали 76 частных клиник.

23 Марта 2016, 18:25
Минздрав предложил ограничить бесплатную медицинскую помощь курящим

По словам главного внештатного специалиста Минздрава России по профилактической медицине Сергея Бойцова, необходимо ограничить в объемах получения бесплатной медицинской помощи граждан, которые безответственно относятся к своему здоровью. К ним Бойцов относит курильщиков, а также граждан, которые не проходят обязательную диспансеризацию.

29 Января 2016, 11:58
2485
Правительство утвердило программу гарантий медпомощи на 2016 год
Программа содержит ряд новых положений, в том числе прописаны предельные сроки ожидания приема терапевта, педиатра, проведения диагностических и лабораторных исследований, КТ, МРТ и ангиографии.
22 Декабря 2015, 13:51
1542
Медведев пообещал сохранить объем бесплатной медицинской помощи

Гарантии бесплатной медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования должны «свято соблюдаться в России», – считает премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Те люди, которые «попытаются на нее покуситься, получат по рукам», – заявил председатель правительства.

9 Декабря 2015, 17:12
642
В ОМС переведут меньше видов высокотехнологичной медпомощи

Количество видов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которые планировалось перевести в систему ОМС в 2016 году, скорее всего, сократится. Вместо обозначенных ранее 54 видов ВМП на одноканальное финансирование переведут 50. Итоговый перечень в настоящее время дорабатывается ФФОМС и ориентировочно должен появиться до 31 декабря 2015 года. Виды ВМП, включенные в ОМС, доступны всем застрахованным в системе гражданам страны, а не включенные - только в рамках выделенных правительством квот.

1 Декабря 2015, 15:19
1125
Яндекс.Метрика