ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
8 Декабря, 15:38
8 Декабря, 15:38
63,91 руб
68,50 руб

Франчайз вдвоем

Дарья Шубина
13 Июля 2016, 8:00
550
Лаборатория ИНВИТРО Фото: Оксана Добровольская
Когда сетевые операторы рынка медуслуг предпочитают поглощению партнерство
С начала нынешнего года действующие клиники и сторонние инвесторы из регионов стали проявлять небывалый интерес к франчайзингу состоявшихся медицинских брендов. Повышенное внимание к себе обнаружили даже те многопрофильные сетевые компании, которые никогда и не помышляли о подобном партнерстве. Заявки в адрес опытных операторов рынка медуслуг прилетают из самых разных концов страны – от Калининграда до Владивостока. Соискатели франшизы надеются без чрезмерных затрат войти на локальный рынок или укрепиться на ранее завоеванных позициях, сохранив при этом контроль над собственным бизнесом. Пусть за это и придется отдавать франчайзеру до 10% годового оборота. Vademecum решил выяснить, кто из брендовых медицинских операторов готов рисковать своим именем и выходить в новые регионы по необременительной франчайзинговой схеме.
Франчайзинг на рынке медуслуг развивается уже более 10 лет, наиболее успешно модель работает в сегменте лабораторной диагностики и специализированных центров. Пионером в использовании такого рода партнерства ради освоения новых территорий стала «Инвитро», запустившая франчайзинговую программу еще в 2005 году. На создание матрицы работы офиса лабораторной диагностики компания потратила тогда $10 тысяч, и схемой тут же заинтересовались независимые инвесторы и действующие игроки во множестве регионов. На июнь 2016 года у «Инвитро» в России и странах СНГ действовали 388 собственных подразделений и 463 франчайзи.

Опыт «Инвитро» скоро взяли на вооружение конкуренты – лабораторные службы «Хеликс», KDL, «Гемотест» и другие, предложившие рынку свои схемы франчайзинга. Попробовали себя в роли франчайзера и узкоспециализированные медицинские центры – например, представленная в России, Испании и Франции сеть клиник лазерной косметологии «Линлайн» или московская Клиника Бобыря, продвигающая авторскую методику лечения заболеваний позвоночника. Свои бизнес‑модели и бренды предлагают сторонним операторам клиники похудения, эстетической медицины, стоматологии и так далее.

Франшиза многопрофильного центра, более сложная с точки зрения организации и контроля, тиражируется с гораздо меньшей интенсивностью, чем специализированные медицинские форматы. Первой освоить эту модель сотрудничества отважилась в 2008 году московская сеть клиник «Ниармедик», запускавшая с тех пор по одной франчайзинговой клинике в год (у «Инвитро», для сравнения, среднегодовая скорость передачи – 40 лабораторий). Сейчас у сети «Ниармедик» шесть своих клиник и восемь партнерских. «Когда мы начинали, в медицинской отрасли франшизы были только у «Инвитро». Но лабораторный бизнес проще уложить в понятную для франчайзи схему работы. Полноценную клинику выстроить сложно. Основная проблема – это контроль качества, собственнику иногда сложно одну собственную клинику контролировать, что уж тут говорить о сети франшиз», – рассуждает руководитель «Ниармедик» Олег Рукодайный.

Эпизодический интерес к франчайзингу проявляла ГК «Мать и дитя», открывшая в 2009 году партнерскую клинику в Иркутске. Но уже в 2013 году лидер рынка родовспоможения отказался от этого формата работы и выкупил 85% акций иркутского медцентра за 170 млн рублей. Сейчас у группы есть три франшизы в Киеве, но в России это направление группа не развивает: основатель и гендиректор «Мать и дитя» Марк Курцер предпочитает M&A или органический рост. В последние три года процесс передачи брендов и технологий стал немного активнее, но и сейчас франшизы предлагают не более 10 сетевых медпредприятий. Рискнувшие ввязаться в партнерства операторы многопрофильных клиник сформировали матрицы и программы взаимодействия, требования к соискателям (подробнее о существующих франшизах и их параметрах – в таблице «Роялти в кустах»). Франчайзеры смотрят на площадь клиники – она должна быть в среднем не менее 100 кв. м, предлагают заявителю инвестировать минимум 700 тысяч рублей в строительство или модернизацию и обещают, что проект окупит себя за два‑три года. За технологии, бизнес‑модель, бренд и кураторство франчайзеры намерены получать до 10% от годовой выручки франчайзи.

Роялти в кустах

Франчайзер Начало работы  франчайзи Инвестиции в оснащение клиники, млн рублей первый взнос, млн рублей Минимальная площадь клиники, кв. м Роялти, % от выручки Срок окупаемости
Ниармедик 2008 15–50 0,3 500 5–7 2-3 года
Открытая клиника 2015 От 0,7 От 0,26 100 От 5–7* Не более 4 лет
Мама, папа, я 2014 14,5 От 0,2 300 4 2-3 года
Лечу.ру 2009 От 2,5 0,5 80 7** 2-3 года
Di-центр 2014 0,8–2,5 0,25 60 *** От 1 года
Ви-Терра 2016 От 13 0,1 500 н/д 3-4 года
*по тарифу «Эконом» для вновь открывающихся и действующих клиник
**по тарифу «Стандартный»
***336 тысяч рублей в год
Источник: Vademecum

Кризис вызвал брожение на рынке медуслуг и умножил число желающих открыть клинику или модернизировать по чужому успешному образу и подобию действующий бизнес, в 2016 году активность соискателей необычайно возросла. Как утверждают опрошенные Vademecum франчайзеры, заявки к ним поступают чуть ли не каждый день из разных регионов – от Крыма до Дальнего Востока. «Около 40% из числа заявителей – это существующие небольшие клиники, а 60% – стартапы. Люди понимают, что работать на высококонкурентном рынке проще по готовой бизнес‑модели, как уже существующие клиники, как и инвесторы поняли, что им стратегически выгоднее стать в своем регионе частью крупной сети, чем получить в ее лице зашедшего на локальный рынок конкурента», – поясняет мотивацию заявителей Евгений Бучковский, гендиректор компании «Медикал Групп», продающей медицинские франшизы.

_DSC4123.jpg
Фото: Оксана Добровольская

У малого бизнеса нет ресурсов и компетенций для создания такой модели, чтобы конкурировать с крупными местными игроками, говорит председатель совета директоров «Открытой клиники» Филипп Миронович: «Мы используем IT-систему «Робомед». Она является основой в нашей программе франчайзинга: позволяет отслеживать в клинике административные, медицинские, сервисные процессы, координировать всю работу, планировать закупки и расходы. Это позволяет нам сразу ставить клиники на «правильные рельсы», обеспечивая их владельцам эффективность бизнеса».

Свой партнерский пакет «Открытая клиника» максимально детализировала: за процент от прибыли франчайзи могут получить бизнес-модель и бренд, а за отдельную фиксированную плату дополнительные опции – колл-центр, обучение сотрудников и так далее. Повышение интереса со стороны региональных операторов отмечают и в сети «Медси», у которой собственной франчайзинговой программы никогда и не было. «Как правило, к нам обращаются средние игроки, которые имеют планы развития частной медицины у себя в регионе. Такие компании находятся на начальном этапе создания многопрофильных клиник, оказывающих амбулаторную и поликлиническую помощь. И их желание присоединиться к нам, как одному из лидеров рынка, вполне обоснованно. Построение бренда с нуля в нынешних экономических условиях – задача сложная, капиталоемкая и требует значительных временных затрат», – говорит директор департамента по работе с органами власти и спецпроектам «Медси» Константин Чистяков. По его словам, в перспективе «Медси», ориентируясь на опыт «родственной» компании МТС, планирует разработать свою программу франчайзинга, поскольку среди множества запросов о партнерстве порой встречаются вполне состоятельные. В числе таких заявителей – владикавказская сеть клиник «Семейная медицина», рассматривающая франчайзинг или работу в другом формате для укрепления собственных позиций на региональном рынке.

«Сегмент лабораторной диагностики, с которой начинался наш бизнес, во Владикавказе сейчас сильно развит – есть и «Инвитро», «Гемотест», и KDL, – рассказала Vademecum заместитель главного врача сети Юлия Цораева. – Поэтому мы сразу стали ориентироваться на амбулаторные услуги в сочетании с лабораторией. Сейчас у нас есть пять филиалов, но требуется отлаженная система бизнес‑процессов, которую, как нам кажется, можно получить, сотрудничая с крупным медицинским брендом».

Зрелые медицинские операторы отвечают на заявочный бум более скрупулезным отношением к соискателям франшизы и, похоже, никуда не торопятся. «Открытая клиника», например, анонсировавшая программу франчайзинга в прошлом году, готовится заключить свой первый партнерский договор предстоящей осенью, а еще два таких проекта отнесены на февраль 2017 года. Правда, все их франчайзи площадью более тысячи кв. м находятся в Москве. «Клиника любого размера при подключении к франшизе становится частью нашей инфраструктуры. В результате пациентам открывается доступ к записи в любые наши клиники через облачный сервис. Конечно, перед тем как заключить договор, мы смотрим, как клиника работает, устраиваем регулярные проверки и требуем адекватного восприятия своих показателей. При этом выручка клиники для нас не принципиальна», – говорит Филипп Миронович.

Осторожничает и «Ниармедик». По словам Олега Рукодайного, былой заинтересованности в как можно большем количестве франчайзи у его сети сейчас нет, поэтому в девяти из десяти случаев соискателю отвечают отказом: «Мы тщательно выбираем партнеров, проводим аудит, проверяем, сможет ли клиника работать по нашим правилам. Не хочется рисковать брендом». С заметно большим энтузиазмом эксплуатирует модель саратовская сеть клиник «Di‑центр», начавшая продавать франшизу с 2014 года и на сегодняшний день ведущая уже четыре партнерских проекта в Саратовской и Самарской областях.

Всплеск интереса одиночных операторов к раскрученным брендам иллюстрирует еще один недавний и уникальный в своем роде пример: в конце 2015 года от сети «Ниармедик» впервые отделился франчайзи, чтобы запустить собственную франшизу.
франчайзинг, медуслуги, франшиза, инвитро, гемотест, многопрофильный медцентр, ниармедик, кризис, клиники, лабораторная диагностика, сеть клиник
Источник Vademecum №13, 2016
Поделиться в соц.сетях
Скворцова: законопроект о телемедицине скоро будет внесен в Госдуму
Сегодня, 15:19
Скворцова призвала россиян доверять качеству отечественных лекарств
Сегодня, 14:09
Минздрав не планировал лицензировать деятельность народных целителей
Сегодня, 13:44
Ольга Ковтун выдвинута кандидатом в ректоры УГМУ
Сегодня, 13:00
Пластическую хирургию могут включить в ОМС

По словам главного пластического хирурга Минздрава Натальи Мантуровой, в пластической хирургии появится единая номенклатура медицинских услуг - это позволит включать ее в программы ОМС и ДМС.

1 Декабря 2016, 20:12
Что мешает перинатальным центрам заниматься сложными случаями?
654
Константин Симкин
основатель сети клиник «Семейная»
«К полной продаже компании мы не готовы»
3 Ноября 2016, 11:10
За полгода страховщики собрали 91,2 млрд рублей по ДМС

По данным ЦБ РФ, за первое полугодие 2016 года страховые компании собрали 91,2 млрд рублей премий по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС). Это на 4,3% больше, чем за аналогичный период 2015 года. 

31 Октября 2016, 13:20
С визой на надежду
116
АФК «Система» построит клиники в Крыму
26 Октября 2016, 19:29
Калужский фармкластер может получить дополнительную господдержку
20 Октября 2016, 16:43
III Ежегодная практическая конференция «Инвестиции в здравоохранение» пройдет 27-28 октября в Москве
6 Октября 2016, 19:05
МФТИ: телемедицина – единственный шанс выйти из кризиса в сфере здравоохранения
Здравоохранение большей части стран мира находится в кризисе, поэтому телемедицина может стать единственным шансом выйти из ситуации, сообщил декан факультета биологической и медицинской физики МФТИ Александр Мелерзанов.
27 Сентября 2016, 19:29
В Свободном порту Владивосток запустят сеть детских клиник

Резидент Свободного порта Владивосток – компания «Центр детского здоровья» – планирует организовать сеть детских многопрофильных клиник. По информации Vademecum, первое подразделение – поликлинику с дневным стационаром – планируется запустить в I квартале 2017 года. Объем инвестиций в медцентр составит 200 млн рублей. 

23 Сентября 2016, 20:15
Дистрибьютор медоборудования «Премиум Эстетикс» запустил франшизу сети клиник
19 Сентября 2016, 20:19
Более 45% москвичей являются постоянными пациентами одной клиники

45,4% москвичей предпочитают обращаться на постоянной основе только в одну клинику, выяснила компания «РБК Исследования рынков».

16 Сентября 2016, 20:23
Яндекс.Метрика